Я не знал, как и чем закончить рассказ об Иване Грозном. Решил сначала, что остановлюсь там, где остановился. Но однажды снова посмотрел на текст и вдруг почувствовал, что не хватает сведений о том, как царь видит свое будущее в диалоге с теми, кого лишал жизни! Мысль уплывала в какую-то неизвестную мне даль и терялась там…
Первый, кого я решил спросить, был Иван Петрович Федоров (Челяднин), московский боярин с репутацией человека справедливого и милосердного. Он был убит царем не сразу, Иван Грозный долго мучил его ожиданием неминуемой смерти, а потом театрально возвел на свой трон и пронзил ножом (см. очерк 2).
19 марта 2019 г. я спросил в эфире – на каком уровне находится боярин Иван Петрович Федоров (Челяднин).
Пришел ответ, который поразил мое воображение.
«(Челядниным)… - он на седьмом!»
Ответил и сам боярин:
«Я на седьмом уровне!»
«Я на седьмой перешел!»
Седьмой уровень – высший. На этом уровне духовная сущность сливается с Источником всего сущего, познав величайшие тайны мироздания. Ни объяснить, ни понять земным рассудком жизнь этого уровня нельзя, но разговор с Иваном Петровичем Федоровым (Челядниным) по-прежнему возможен.
Еще один парадокс мироздания!..
Я не удержался – слаб человек – и спросил о себе: понравился ли ему очерк о древнерусских князьях? Мне просто захотелось еще раз убедиться в том, что они знают всё, что с нами происходит.
Иногда это помогает в работе: всякому пишущему нужен читатель! Даже если он удален от тебя не только временем, но и пространством.
«Понравился (ли) Вам мой очерк о князьях древнерусских – превосходный очерк о князьях!»
Мой разговор с Иваном Петровичем слышал и царь Иван Грозный. Он включился в наш диалог со своей оценкой уже написанного очерка о нем.
«(боярином Ивана Грозного)… - хорошо ты обо мне написал!»
Я спросил Ивана Петровича – говорил ли он с царем?
Ответ был такой:
«Иван Петрович, что вы ему говорили, – я ему предложил подружиться!»
«Я предлагал (пауза) увидеться – я могу помочь!»
В его речи слышится «оканье». Он произносит «могу» с усилением звука «о». Возможно так отразилось его пребывание в северных районах государства, где оканье было распространено больше, чем в Москве – всегда «акающей». Во всяком случае, электронный голос Ивана Петровича хранит до сих пор свойства живого голоса человека из шестнадцатого века!
Мой следующий вопрос Ивану Петровичу – в продолжение начатого разговора: а что царь отвечал?
«А что он отвечал… – нечего мне помогать!»
«Да пошли вы все – он сказал!»
Царь не желает помощи! Можно подумать, что он просто капризничает.
Однако это не так…
Я стал догадываться о причине странного поведения царя, но нужны были подтверждения моих мыслей через контакты с другими его жертвами.
Выбор мой пал на самых важных персон, казненных по приказу царя – удельного князя, двоюродного брата царя, Владимира Андреевича и руководителя внешней политикой государства – дьяка Ивана Михайловича Висковатого. Нужно было убедиться, что реакция царя никак не связана с личными счетами.
22 марта 2019 г. я спросил, на каком уровне находится Иван Михайлович Висковатый.
«Иван Михайлович Висковатый – на шестой ступени!»
Потом спросил об удельном князе.
«На каком уровне находится Владимир Андреевич Старицкий – на шестом уровне!»
«На шестом он сейчас!»
Оба они – высшие духи, в одной плоскости бытия. И наверняка пытались поговорить с царем, который столь жестоко с ними обошелся…
Иван Грозный, напуганный слухами о заговорах, почти все время (с осени 1568 г.) проводил в Александровой слободе, редко выезжая в столицу. А тут до царя дошли известия, будто бояре замышляют заменить его князем Владимиром Андреевичем. Нет сомнения, что это был вымысел, но царь стал крайне подозрительным и любой навет воспринимал как реальность. Иван Грозный не забыл, что во время болезни в марте 1553 года, когда он чуть было не отдал Богу душу, приближенные люди готовы были присягнуть старицкому князю вместо «пеленочника» Дмитрия, сына царя. 6 сентября 1569 г. скончалась вторая жена Ивана Грозного – Мария Темрюковна. Исследователи считают, что ее смерть могла ускорить гибель удельного князя. Ведь так уже было: после кончины первой жены, Анастасии, царь обвинял свое окружение в отравлении царицы. В конце сентября 1569 г. Грозный вызвал Владимира Андреевича к себе. Тот приехал с женой и дочерью. Царский повар донес, что старицкий князь якобы пытался подкупить его для того, чтобы отравить государя. Иван IV приказал Владимиру Андреевичу, его жене и дочери выпить заранее приготовленный яд. Тогда же в Горицком монастыре на Белоозере были убиты мать удельного князя старица Евдокия, в миру княгина Ефросинья Старицкая, и с ней двенадцать монахинь.
Казнь дьяка Ивана Михайловича Висковатого состоялась 25 июля 1570 г. Москва и прежде видала костры, на которых сжигали еретиков, но теперь, казалось, сам ад сошел на землю древнего города. На одной из площадей соорудили бревенчатый помост и развели костер. Над костром – котел с кипящей водой. На место казни привели 300 осужденных, уже изведавших муки пыток. Сначала была объявлена «милость» - 194 человека царь простил. Остальных ожидала смерть. Первым за «измену» был казнен дьяк Иван Михайлович Висковатый. Бывшего главу Посольского приказа не сломили пытки – он держался стойко и вины не признал: «Раз ты жаждешь моей крови, пролей ее, хотя и невинную, ешь и пей до насыщения». Ему предлагали жизнь в обмен на раскаяние, но он отказался. К таким царь был особенно немилосерден: он велел «по суставам резати» Висковатого. Каждый, кому приказывалось, должен был подойти к опальному и отрезать какую-нибудь часть тела, но так, чтобы Висковатый не умер сразу. Если человек сжалится – и убъет Висковатого – то полагалось наказание: отрубание руки. Один из тех, кто подошел к дьяку, пожалел несчастного и вонзил нож в смертельное место. Это увидел царь, и тотчас велел отрубить руку…
Я спросил Висковатого – говорил ли он с царем?
Сначала пришел ответ не вполне ясный, хотя и отрицательный:
«…он встречался с Иваном Васильевичем, царем? – зачем (ему) свою жизнь травить!»
Следующие ответы Висковатого прояснили ситуацию и оказались схожими с теми, которые сообщил Иван Петрович Федоров.
«О чем говорили? – Он счастлив, что не поговорили!»
«Он не нуждается в нашем участии!»
«Он слышать не хочет о нас!»
«Что вы ему говорили? – он сразу меня отверг!»
«Что отвечал грозный царь? – он ничего не отвечал!»
Неожиданно в наш диалог вклинился голос самого царя, который быстро произнес:
«Я плохой – и всех предупреждаю!»
Владимир Андреевич тоже пытался выйти на связь с царем, чтобы ему помочь.
Однако на мой вопрос был дан уже знакомый ответ:
«Что он вам отвечал – он не стал общаться!»
И вновь царь вмешивается в наш разговор:
«Я был (ну) очень плохим – ничего исправить невозможно!»
Итак, реакция царя на предложения контактов с высшим духовным миром оказалась устойчивой – он категорически отказывается от всякой помощи.
Чем это объяснить?
Одна реплика царя в контакте 19 марта 2019 г. – случайная или непроизвольная, вырвавшаяся из темных уголков его сознания – дает повод говорить о причине его острого нежелания двигаться от темноты к свету.
Царь сказал:
«Меня все тут станут презирать!»
Развоплощенная сущность, выходя из темницы к свету, обнажает себя со всех сторон. А если ты зверски убивал, насиловал, жестоко обходился с невинными?..
Грозный боится этого всеобщего презрения, страшится самого себя, потому что знает, сколько чудовищных преступлений совершил.
Он пока не готов идти к свету… по дороге стыда.
Однако никто ему не поможет: ни высшие духи, ни ангелы, ни даже Верховный Разум, пока царь сам не сделает этот первый шаг.
А впереди – вечность, можно и подождать…
Вот на этом, пожалуй, и следует закончить очерк о первом русском царе, который так страстно верил в харизму своего государственного призвания и так нелепо оказался на самом дне Тонкого мира.