Андрей Воинов
член РАИТ, исследователь ИТК (Москва)


Серия очерков:
Правители Древней Руси, Московского царства
и Российской империи (в транскоммуникации)

Очерк второй. Иван Грозный

Часть третья
(начало: http://itc.org.ru/ivan_grozny_part1.htm
Я не знал, как и чем закончить рассказ об Иване Грозном. Решил сначала, что остановлюсь там, где остановился. Но однажды снова посмотрел на текст и вдруг почувствовал, что не хватает сведений о том, как царь видит свое будущее в диалоге с теми, кого лишал жизни! Мысль уплывала в какую-то неизвестную мне даль и терялась там…

Первый, кого я решил спросить, был Иван Петрович Федоров (Челяднин), московский боярин с репутацией человека справедливого и милосердного. Он был убит царем не сразу, Иван Грозный долго мучил его ожиданием неминуемой смерти, а потом театрально возвел на свой трон и пронзил ножом (см. очерк 2).

19 марта 2019 г. я спросил в эфире – на каком уровне находится боярин Иван Петрович Федоров (Челяднин).

Пришел ответ, который поразил мое воображение.



«(Челядниным)… - он на седьмом

Ответил и сам боярин:



«Я на седьмом уровне



«Я на седьмой перешел

Седьмой уровень – высший. На этом уровне духовная сущность сливается с Источником всего сущего, познав величайшие тайны мироздания. Ни объяснить, ни понять земным рассудком жизнь этого уровня нельзя, но разговор с Иваном Петровичем Федоровым (Челядниным) по-прежнему возможен.

Еще один парадокс мироздания!..

Я не удержался – слаб человек – и спросил о себе: понравился ли ему очерк о древнерусских князьях? Мне просто захотелось еще раз убедиться в том, что они знают всё, что с нами происходит.

Иногда это помогает в работе: всякому пишущему нужен читатель! Даже если он удален от тебя не только временем, но и пространством.



«Понравился (ли) Вам мой очерк о князьях древнерусских
превосходный очерк о князьях

Мой разговор с Иваном Петровичем слышал и царь Иван Грозный. Он включился в наш диалог со своей оценкой уже написанного очерка о нем.



«(боярином Ивана Грозного)… - хорошо ты обо мне написал

Я спросил Ивана Петровича – говорил ли он с царем?

Ответ был такой:



«Иван Петрович, что вы ему говорили, – я ему предложил подружиться



«Я предлагал (пауза) увидетьсяя могу помочь

В его речи слышится «оканье». Он произносит «могу» с усилением звука «о». Возможно так отразилось его пребывание в северных районах государства, где оканье было распространено больше, чем в Москве – всегда «акающей». Во всяком случае, электронный голос Ивана Петровича хранит до сих пор свойства живого голоса человека из шестнадцатого века!

Мой следующий вопрос Ивану Петровичу – в продолжение начатого разговора: а что царь отвечал?



«А что он отвечал… – нечего мне помогать



«Да пошли вы все – он сказал

Царь не желает помощи! Можно подумать, что он просто капризничает.

Однако это не так…

Я стал догадываться о причине странного поведения царя, но нужны были подтверждения моих мыслей через контакты с другими его жертвами.

Выбор мой пал на самых важных персон, казненных по приказу царя – удельного князя, двоюродного брата царя, Владимира Андреевича и руководителя внешней политикой государства – дьяка Ивана Михайловича Висковатого. Нужно было убедиться, что реакция царя никак не связана с личными счетами.

22  марта 2019 г. я спросил, на каком уровне находится Иван Михайлович Висковатый.



«Иван Михайлович Висковатый – на шестой ступени

Потом спросил об удельном князе.



«На каком  уровне находится Владимир Андреевич Старицкий
на шестом уровне



«На шестом он сейчас

Оба они – высшие духи, в одной плоскости бытия. И наверняка пытались поговорить с царем, который столь жестоко с ними обошелся…

Иван Грозный, напуганный слухами о заговорах, почти все время (с осени 1568 г.) проводил в Александровой слободе, редко выезжая в столицу. А тут до царя дошли известия, будто бояре замышляют заменить его князем Владимиром Андреевичем. Нет сомнения, что это был вымысел, но царь стал крайне подозрительным и любой навет воспринимал как реальность. Иван Грозный не забыл, что во время болезни в марте 1553 года, когда он чуть было не отдал Богу душу, приближенные люди готовы были присягнуть старицкому князю вместо «пеленочника» Дмитрия, сына царя. 6 сентября 1569 г. скончалась вторая жена Ивана Грозного – Мария Темрюковна. Исследователи считают, что ее смерть могла ускорить гибель удельного князя. Ведь так уже было: после кончины первой жены, Анастасии, царь обвинял свое окружение в отравлении царицы. В конце сентября 1569 г. Грозный вызвал Владимира Андреевича к себе. Тот приехал с женой и дочерью. Царский повар донес, что старицкий князь якобы пытался подкупить его для того, чтобы отравить государя. Иван IV приказал Владимиру Андреевичу, его жене и дочери выпить заранее приготовленный яд. Тогда же в Горицком монастыре на Белоозере были убиты мать удельного князя старица Евдокия, в миру княгина Ефросинья Старицкая, и с ней двенадцать монахинь.

Казнь дьяка Ивана Михайловича Висковатого состоялась 25 июля 1570 г. Москва и прежде видала костры, на которых сжигали еретиков, но теперь, казалось, сам ад сошел на землю древнего города. На одной из площадей соорудили бревенчатый помост и развели костер. Над костром – котел с кипящей водой. На место казни привели 300 осужденных, уже изведавших муки пыток. Сначала была объявлена «милость» -  194 человека царь простил. Остальных ожидала смерть. Первым за «измену» был казнен дьяк Иван Михайлович Висковатый. Бывшего главу Посольского приказа не сломили пытки – он держался стойко и вины не признал: «Раз ты жаждешь моей крови, пролей ее, хотя и невинную, ешь и пей до насыщения». Ему предлагали жизнь в обмен на раскаяние, но он отказался. К таким царь был особенно немилосерден: он велел «по суставам резати» Висковатого. Каждый, кому приказывалось, должен был подойти к опальному и отрезать какую-нибудь часть тела, но так, чтобы Висковатый не умер сразу. Если человек сжалится – и убъет Висковатого – то полагалось наказание: отрубание руки. Один из тех, кто подошел к дьяку, пожалел несчастного и вонзил нож в смертельное место. Это увидел царь, и тотчас велел отрубить руку…

Я спросил Висковатого – говорил ли он с царем?

Сначала пришел ответ не вполне ясный, хотя и отрицательный:



«…он встречался с Иваном Васильевичем, царем?
зачем (ему) свою жизнь травить

Следующие ответы Висковатого прояснили ситуацию и оказались схожими с теми, которые сообщил Иван Петрович Федоров.



«О чем говорили? – Он счастлив, что не поговорили



«Он не нуждается в нашем участии



«Он слышать не хочет о нас



«Что вы ему говорили? – он сразу меня отверг



«Что отвечал грозный царь? – он ничего не отвечал

Неожиданно в наш диалог вклинился голос самого царя, который быстро произнес:



«Я плохой – и всех предупреждаю

Владимир Андреевич тоже пытался выйти на связь с царем, чтобы ему помочь.

Однако на мой вопрос был дан уже знакомый ответ:



«Что он вам отвечал – он не стал общаться

И вновь царь вмешивается в наш разговор:



«Я был (ну) очень плохим – ничего исправить невозможно!»

Итак, реакция царя на предложения контактов с высшим духовным миром оказалась устойчивой – он категорически отказывается от всякой помощи.

Чем это объяснить?

Одна реплика царя в контакте 19 марта 2019 г. – случайная или непроизвольная, вырвавшаяся из темных уголков его сознания – дает повод говорить о причине его острого нежелания двигаться от темноты  к свету.

Царь сказал:



«Меня все тут станут презирать

Развоплощенная сущность, выходя из темницы к свету, обнажает себя со всех сторон. А если ты зверски убивал, насиловал, жестоко обходился с невинными?..

Грозный боится этого всеобщего презрения, страшится самого себя, потому что знает, сколько чудовищных преступлений совершил.

Он пока не готов идти к свету… по дороге стыда.

Однако никто ему не поможет: ни высшие духи, ни ангелы, ни даже Верховный Разум, пока царь сам не сделает этот первый шаг.

А впереди – вечность, можно и подождать… 

Вот на этом, пожалуй, и следует закончить очерк о первом русском царе, который так страстно верил в харизму своего государственного призвания и так нелепо оказался на самом дне Тонкого мира.