Смерть царевича Дмитрия открывала Борису Годунову путь к престолу: у Федора Ивановича не было наследника…
Контакт 25 сентября 2017 г. подтвердил значимость этого факта для Годунова. Кто-то сказал:
«И он (Федор) - последний в династии!»
Но главная причина, по которой Годунов стремился убить Дмитрия, заключалась в том, что мальчик имел врожденную страсть к пролитию крови. Он был не только тяжело болен эпилепсией, но и страдал какими-то психическими расстройствами. Дмитрий любил смотреть, как режут домашний скот. Зимой лепил снежные фигуры, давал им имена, а потом рубил головы. Первым в ряду всегда был Борис Федорович. Жестокость ребенка внушала Годунову страх не меньший, чем такая же склонность отца Дмитрия в годы опричнины. Это нисколько не оправдывает временщика, но позволяет понять, почему он так хотел убить подрастающего наследника престола. Контакт со станцией подтвердил то, что нам известно о его психических отклонениях:
«Он истерик был!»
В сообщениях из Тонкого мира всплыли некоторые страшные подробности убийства. Они позволяют думать, что убийцы действовали по приказу Годунова наверняка, страхуя себя от всякого случая, позволявшего наследнику сохранить жизнь.
«Мертвого (царевича) сами порезали!»
Это значит, что сначала как-то убили его, а потом представили дело, что он сам зарезал себя!
Странно прозвучало одно сообщение – глубоко личное, но неизвестно от кого. Складывается ощущение, что говорил тот, кто был если не участником убийства, то свидетелем событий:
«И что за жизнь – мы плакали у гроба его!»
«На него (Дмитрия) смотрели – ведь старший (Федор) был дурак!»
6 января 1598 г. умер царь Федор Иванович. 17 февраля 1598 г. Земский собор избрал на царство его шурина – Бориса Годунова…
Меня интересовала судьба последнего царя из рода Калитичей. В самом деле, как о нем судить? По земным меркам он «дурак», как говорили современники. Но это – по земным! Уже Пушкин сомневался в такой характеристике. Скорее – не от мира сего! Не от мира, где царствует жестокость и самодурство.
Незлобивый царь, тихий, – кто он после перехода в мир иной? Ведь мы теперь знаем, что талантливый государственный деятель Борис Годунов, отличавшийся удивительными качествами управленца, оказался едва ли не на самом дне духовного мира. Не означает ли это, что посмертная судьба Федора Ивановича более счастливая, чем земная? Вот такие вопросы я задавал, когда вел контакт со станцией Санчита.
Ответы оказались созвучны моим мыслям!
«На каком уровне находится царь Федор Иоаннович – на третьем уровне!»
Он находится в «области воскресения», где не испытывает душевных мук. Но критика своего жизненного пути – вещь обязательная даже на третьем уровне. Иначе и быть не может: духовная личность обязана осознавать, как много еще нужно сделать, что превратить свою астральную сущность в бестелесный свет вечности…
И Федор Иванович говорит о себе в земной жизни. Далеко не все можно понять, его речь как будто вырвана из более пространных мыслей. Но и в таком виде слова Федора звучат человечно: он в чем-то явно раскаивается:
«Хотел пожить и старшим быть братом – неудобно глядеть носом в сени!»
Забавно, что он вспомнил свой нос – действительно уродливо большой, как отмечали современники.
Мне кажется, что Федор оправдывался за свою слабость во власти – ведь и царем был, и чувствовал себя всегда как-то не по-царски…
Я сказал в диалоге со станцией, что Федор не был таким ярким, как отец – и тут же пришел ответ:
«Он не был таким ярким, как отец – ну и хорошо!»
Я продолжал свою мысль – и снова получал комментарии с другой стороны:
«…но кажется не был злодеем – и просто скучал в галерее!»
Федор Иванович тоже включился в диалог:
«Я трусом был!»
«Я тоже был готов на подлость!»
Кто-то подтвердил слова Федора:
«Просто он (Федор) трусом был – вот и вся радость!»
И тем не менее Тонкий мир не отверг Федора. Если по земным меркам он «дурак», как говорили современники, отмечая его мягкость и слабость характера на фоне безумств отца – то для духовного царства он все же скорее родственник, – и по той искренней заинтересованности обличать себя как трусливого человека, и по душевным качествам, в которых, судя по всему, не было болезненного эгоцентризма. Станция ответила, что Федор находится в группе молодых отпрысков королевской крови и разум его приемлем также в высших сферах.
«Он (Федор) – среди молодых королевичей!»
«Разум его соответствует высшему уровню!»
Тема убийства Дмитрия, трагической судьбы страны после смерти Федора Ивановича, начавшейся Смуты не оставляла меня. И вопросы множились вопреки некоторому продвижению по пути раскрытия дворцовых тайн.
Главный вопрос оставался неясным: Годунов устроил заговор – сам признался, мы теперь это знаем. Но какова роль его подручных, и те ли люди служили ему, о которых идет речь в Следственном деле? Может быть вся история убийства Дмитрия теми людьми, о которых идет речь в Следственном деле, выдумана от начала до конца? Поверить в такое почти невозможно, ибо Углич – это город только по названию, а по существу большая деревня «городского типа», в которой скрыть что-либо просто нельзя. Могли ли в Москве выдумать историю убийства с участием не тех людей?
24 апреля 2019 г. я вышел в эфир, чтобы уточнить новые данные о Смуте, которые я получил (о них подробнее см. ниже). Среди всего прочего был вопрос, обращенный к самому царевичу Дмитрию – уж он-то не будет лгать!
Так кто же убивал?
Ответ оказался ясным как божий день. Никаких сомнений теперь быть не может.
«…(кто) именно убил вас – Битяговские убили меня!»
Значит, реакция на убийство наследника была моментальной не потому, что выплеснулась злоба на давнего врага, а потому что с первых же минут Нагие знали, что это дело рук именно Битяговских…
Меня интересовала посмертная судьба Дмитрия Ивановича. В земной своей жизни он не оставил добрых воспоминаний о себе лично, но возможно мы не знаем, каким он был на самом деле?
Выяснилось, что царевич Дмитрий находится в очередной реинкарнации.
«Он сейчас на первом (уровне)»
«Много раз уходил (в реинкарнацию)» (без файла)
«Он был очень плохой!» (без файла)
«Он был эпилептик!»
«Он был вообще страшный человек!»
Наконец и сам Дмитрий сказал о себе:
«Я был проходимцем!»
Меня интересовали и посмертные отношения людей – в ином измерении. Была ли встреча с Годуновым? Что он сказал?
«Что он (Годунов) вам сказал – он сказал "прости"!»
Естественно было спросить и об отношениях братьев. Что сказал Дмитрию при встрече Федор Иванович? Оказалось, что их отношения после перехода в иной мир нисколько не улучшились, напротив – стали хуже!
«Виделись ли с Федором, братом своим – мы поссорились!»
«Он (Федор) сказал: – ты что – ты продал меня!»
«Что он (Федор) вам сказал – ты подставил меня, паршивец!»
Трудно понять, что именно вменял в вину Дмитрию царь Федор Иванович: не все тайны дворцовой жизни легко открываются. Очевидно, речь шла о Борисе Годунове, который – после смерти наследника – превратился в главную фигуру власти и это пугало Федора Ивановича. Однако почему в убийстве, которое организовал Годунов, виноват тот, кого убили, царевич Дмитрий?
Это пока загадка.
Но вот на вопрос о посмертных отношениях Дмитрия с отцом, Иваном Грозным, был дан положительный и ясный ответ:
«Вы виделись с отцом своим Иваном? – я с ним хорошо разговаривал!»
16 июня 2019 г. я вышел в эфир, чтобы узнать некоторые подробности жизни и смерти Бориса Годунова, ставшего русским царем после смерти Федора Ивановича в 1598 году.
13 апреля 1605 г. Борис Годунов был весел и здоров, за столом много и аппетитом ел. Потом поднялся на вышку, откуда любил обозревать Москву. Но в этот раз пробыл там недолго, сказав, что чувствует дурноту. Позвали лекаря, но царю стало совсем плохо: из ушей и носа пошла кровь. Царь лишился чувств и вскоре умер. Похоронили его не как самоубийцу, а в Архангельском соборе, где покоились русские государи. Целый день власти не решались объявить народу о смерти Бориса, лишь сутки спустя состоялась церемония присяги новому царю. Им стал 16-летний сын Бориса – Федор, юноша образованный и чрезвычайно умный. Но присягали ему равнодушно, приговаривая: «Недолго царствовать Борисовым детям! Вот Дмитрий Иванович придет в Москву!»
…В начале 1604 г. было перехвачено письмо одного иноземца из Нарвы, в котором говорилось, что у казаков находится «чудом спасшийся» Дмитрий и московскую землю скоро постигнут большие испытания. Даже царский астролог-немец предупреждал Бориса о грозящих ему серьезных переменах. Узнав, что в Польше кто-то стал выдавать себя за Дмитрия, Годунов повелел устроить на литовской границе крепкие заставы и никого не пропускать. Розыск показал, что самозванец – бежавший в 1602 г. в Польшу Григорий Отрепьев. Он происходил из галицких дворян, постригся в монахи и служил при патриархе Иове. Оказавшись в Польше, Отрепьев не скупился на обещания. Он тайно перешел в католичество и лаже пообещал Римской церкви в случае своего воцарения ввести в России католицизм. Польскому королю Сигизмунду III он посулил Чернигов-Северские земли, а богатейшему магнату Мнишеку, дочь которого Марина стала его невестой, - Новгород Великий, Псков и в придачу много денег. 16 октября 1604 г. Лжедмитрий с горсткой поляков и казаков двинулся на Москву. Они выбрали не прямой и короткий путь – через Смоленск, а длинный – через Чернигов и Северские земли, где скопилось множество недовольных Годуновым казаков – участников недавнего восстания, поднятого Хлопком.
Даже проклятия московского патриарха в адрес Гришки Отрепьева не остудили народного воодушевления: «Пусть, пусть проклинают Гришку! От этого царевичу ничего не станется. Царевич – Дмитрий, а не Гришка». В январе 1605 г. правительственные войска разбили самозванца, и он вынужден был отойти в Путивль. Но не в военных победах, не в армии была его сила, а в том, что народ видел в нем законного наследника престола. К Лжедмитрию стали стекаться казаки со всех окраин Московского государства. Войско самозванца необыкновенно быстро росло и вскоре уже представляло серьезную угрозу для Годунова.
Но знаешь ли, чем мы сильны, Басманов? Не войском, нет, не польскою подмогой. А мнением; да! Мнением народным.
А.С. Пушкин.
Годунов не мог не сознавать истинную силу самозванца. Так почему он так странно умер? Покончил с собой? Но тогда это малодушное поведение, в котором он не был ранее замечен. Ведь убивая себя, он обрекал на смерть своих близких: жену, детей. Такой сильный человек, как Годунов, должен был сопротивляться до конца…
Я спросил Бориса Федоровича – что с ним случилось: суицид? И пришел ответ, которого я никак не ожидал.
«Ваша смерть была суицидом или естественная – отравили монахи!»
«Затравили монахи!»
«Они отравили!»
Слухи о том, что у него из ушей и носа шла кровь Годунов подтвердил:
«Известно, что кровь пошла из ушей, носа – ну да, говорили!»
Участие церковных людей в смерти царя – совершенно неизвестная тема! Никто и никогда об этом даже не заикался. Но Борис Годунов несколько раз повторил одно и тоже об отравлении – явно хотел, чтобы правда о его смерти наконец всплыла на поверхность.
Меня интересовала посмертная судьба Годунова. Я не мог не спросить о том, как он видит свое будущее. Ведь он находится на втором уровне.
«Вы что собираетесь делать с самим собой – в реинкарнацию уйду!»
Я уже знал, что он заказчик убийства Дмитрия Угличского, и потому спрашивал более детально о том, где он находится. Ведь понятие «второй уровень» - лишь расширительная констатация, но не точное определение местонахождения. Этажей на втором уровне много. Ясно, что переход в третий уровень радикально меняет статус развоплощенной сущности, но также понятно, что многие, кто находится на втором уровне и мечтать не могут даже приблизиться к области воскресения, - так глубоко они упали на дно. Мы практически ничего не знаем об этом «многоэтажном строении» низовий Тонкого мира. Полагаю, что и рассказать об этом – с их стороны – очень затруднительно. И все же одна зацепка имеется – ниже или выше Годунов царя Ивана Грозного?
«…где уровень грозного царя? – чуть-чуть повыше!»
Я уже писал в очерке об Иван Грозном (см. очерк), что первый русский царь наказал себя сам – и приговорил к смерти.
К вечной смерти!
Что чувствует душа, находясь «чуть выше» того, кто пока не видит никаких шансов в спасении и не желает света в силу собственного приговора? Я так и сказал Годунову о царе: приговорил себя к смерти.
Пришел поразительный ответ!
«…(царь) приговорил себя к смерти – я знаю об этом!»
Тема реинкарнации возникла вновь.
«…реинкарнация?.. – я разберусь, верь мне!»
Вопрос о «вечности» пребывания в духовной тюрьме Тонкого мира волнует меня постоянно. Возможно ли такое?
Я спросил об этом – но не уверен, что на этот раз мне отвечал Годунов. Думаю – кто-то другой. Но и этот другой не говорил уверенно, как будто само это знание является тайной и в духовном мире.
«…остаться навсегда там, где вы сейчас, этот вопрос задают… – страшно!»
«Может ли человек остаться навсегда там (внизу Тонкого мира) – в принципе, нет!»
Борис Годунов уловил, что меня интересуют условия его местопребывания – и я ему благодарен за ответ, который показывает, что чувствует душа, когда она охвачена огнем стыда за прожитую жизнь.
«Мы разжарились!»
19 июня 2019 г. настал черед моих вопросов о Лже-дмитрии – о том, кто выдавал себя за царевича…
1 июня 1605 г. под Москву от Лжедмитрия прибыли дворяне Плещеев и Пушкин (далекий предок великого поэта) с «царской» грамотой. Под колокольный перезвон московский люд собрался на Красной площади. Грамоту огласили. В ней говорилось, что Дмитрий всех прощает, ибо москвичи присягали Годуновым по своему незнанию. Были обещаны льготы и милости государя за верную службу. Самозванец отказался войти в столицу, пока не будут устранены Годуновы. В толпе на площади раздались возгласы: «Буди здрав, царь Дмитрий Иванович!» Но нашлись и сомневающиеся: а точно ли в Москву идет настоящий Дмитрий? Вызвали боярина Василия Ивановича Шуйского, проводившего официальное расследование причин смерти царевича. Тот, испугавшись, заявил, что Годунов хотел убить царевича, но его спасли, а вместо него был погребен сын попа. Группа дворян ворвалась в Кремль. Никто не стал защищать Годуновых. Федор Борисович встретил заговорщиков в Грановитой палате на троне. Рядом с ним встали мать и сестра. Разъяренные люди не остановились. Царя стащили с трона и после издевательств отправили под сражу. Все родственники Годуновых были арестованы, а дома их разграблены. Выбранные московские люди отправились к Дмитрию с повинной грамотой, приглашая его на царство. По возвращении их в Москву царя Федора Борисовича и его мать убили, оставив в живых лишь дочь Бориса – Ксению. Ей была уготована участь наложницы самозванца.
Официально было объявлено, что царь Федор и его мать отравились. Тела их выставили напоказ. Затем из Архангельского собора вынесли гроб Бориса и перезахоронили в Варсонофьевском монастыре близ Лубянки. Там же захоронили и его семью: без отпевания, как самоубийц.
20 июня 1605 г. в Москву торжественно въехал царь государь и великий князь Дмитрий Иванович.
30 июля 1605 г. он венчался на царство. Царь не стал марионеткой польского короля, не торопился выполнять все обещания, вел себя независимо. Он не собирался отдавать Сигизмунду Смоленск и Чернигово-Северские земли, а Мнишеку – Новгород и Псков. Православие по-прежнему оставалось государственной религией. Однако в поведении нового царя были нетрадиционные поступки, которые противоречили образу русского государя. Лжедмитрий делал все, чтобы разрушить этот традиционный образ царя-полубога. Ореол святости власти исчезал, и за лихостью нового монарха угадывались черты обыкновенного человека.
Голоса недовольных звучали все громче: царь – «поганый», редко ходит в церковь, есть «нечистую» пищу! Так накапливался горючий материал, готовый вспыхнуть в любую минуту.
Во главе заговора встал вернувшийся из ссылки В.И. Шуйский. Царю вскоре донесли, что в Москве – «измена». Однако Дмитрий не поверил этому и даже заявил, что не терпит доносчиков.
17 мая 1606 г. на рассвете, В.И. Шуйский приказал отворить тюрьмы, выпустить всех преступников и раздать оружие. С восходом солнца
во многих церквах зазвонили набатные колокола. Толпы москвичей, услыхав от заговорщиков, что поляки сбираются извести царя и бояр, бросились ловить и убивать съехавшихся в Москву на царскую свадьбу польских шляхтичей. Тем временем сторонники Шуйского проникли во дворец. Дмитрий пытался бежать, но, выпрыгивая из окна, сломал ногу. Заговорщики схватили его, сорвали с него царский кафтан, злорадно потешаясь: «Каково царь всей Руси, самодержец! Вот так самодержец!» Самозванца застрелили, потащили по земле, а тело его обвязанное веревкой, потащили по земле из Кремля через Спасские ворота. Тело самозванца два дня валялось непогребенным, и каждый (а таких нашлось немало!) мог надругаться на ним…
На Земском соборе 1606 г. царем был избран главный заговорщик – боярин Василий Иванович Шуйский. Мелочный, лживый и подозрительный, скорее хитрый, чем умный, он не внушал любви своим подданным. Сама его наружность отталкивала: худой, низкорослый, сгорбленный, с морщинистым лицом, длинным носом и редкими волосами.
Одним из первых деяний царя было решение перенести останки убитого в Угличе царевич Дмитрия.1 июня 1606 г. Василий Шуйский венчался на царство, а на следующий день мощи торжественно доставили в Архангельский собор Московского Кремля. Церковь объявила царевича новым святым мучеником. А сомнения в святости – это уже ересь. По некоторым сведениям, по приказу царя Василия якобы был убит девятилетний мальчик, которого положили в гроб, чтобы тело покойного предстало «нетленным». Кроме того, Шуйский подкупил несколько здоровых людей, которые должны были притвориться больными, но у гроба святого сразу исцелиться…
Так началась в России первая гражданская война.
Или, как говорили тогда – Смута, в которой все нравственные ориентиры рухнули разом.
Нет смысла спрашивать, на каком уровне в Тонком мире находится Василий Шуйский, – и так понятно, что в самом низу, вместе со лжецами и клятвопреступниками.
Но вот личность самозванца, Григория Отрепьева, осталась в памяти народной противоречивой и неоднозначной. Он был смелым и решительным политиком, хотя и авантюристом. Как государственный деятель, он занял нишу одного из первых русских реформаторов, желавших страстно и в одночасье изменить традиционный образ жизни России.
Но мы уже знаем на примере Бориса Годунова, что все оценки земного порядка, все положительные деяния царя в государственной сфере никому не интересны там, где неумирающей ценностью является любовь к людям, доброта без всякой причины.
19 июня 2019 г. я вновь соединился со станцией, чтобы задать короткие и простые вопросы, без особых планов на их развертывание.
Я спросил об уровне пребывания Лжедмитрия.
Пришли ответы – от Григория Отрепьева:
«Я сейчас на первом уровне!»
«Я был очень плохой!»
«Я был очень страшный»
Кто-то подтвердил его слова:
«Он очень страшный человек!»
Однако лихой царь в XVII веке оказался довольно веселым в своих нынешних ответах:
«Прекрасное время – мы выбирали сами царя!»
«Сейчас только в Украине такие вещи!»
Кто знает, может быть самозванец XVII века переродился в кого-то из современных деятелей Украины (ведь сказал же он – «в Украине», тогда как в Кремле скажут не иначе, как «на Украине»!). Во всяком случае, мы видим, что никаких границ между нашими мирами – границ информационных – не существует.
Сознание нематериально, оно не-локально.
Оно повсюду.
И везде одно лишь правило спасения руководит мирами – люби ближнего своего и не желай никому зла.