Сэр Оливер Лодж

Психическая наука

(с) перевод Ирины Потаповой, выполнен с оригинала:
"The Outline of Science", Vol.2 Edited by Prof. J. Arthur Thomson


Данной публикацией мы продолжаем знакомить читателей сайта с работами всемирно известного физика, члена Британского Королевского общества, сэра Оливера Лоджа. Эта более обширная публикация продолжает тему, начатую им в статье "Форма будущего существования".

Искренне благодарю Ирину Потапову за неоценимую работу по переводу этого текста..

Артем Михеев.

******

В долгой эволюции человечества мы можем проследить постепенное появление органической  формы из неорганической, использование чрезвычайно сложных химических компонентов для создания жизни, а затем постепенное восхождение живых существ по ступеням развития, пока на определенном этапе не начинают появляться зачатки разума и сознания. В какое-то время после этого возникли способность выбора и  знание добра и зла, которое можно рассматривать уже как чисто человеческое качество. Затем человечество продолжило подниматься по ступеням эволюции, пока не достигло расцвета и не принесло плоды в творениях искусства, открытиях науки и трудах гения.

Но развитие на этом не остановилось. До сих пор мы знали, что жизнь и разум используют свойства материи, но некоторые из нас начинают предполагать, что они могут использовать также свойства эфира, этой неосязаемой и неуловимой среды, наполняющей пространство. И если окажется, что это так, то он более совершенен и более постоянен, чем любая форма обычной материи, потому что в такой среде, как эфир, нет разрушения, распада, нет рассеивания энергии, неизбежных в том случае, если речь идет об осязаемой, молекулярно образованной энергии - это вещество, необыкновенные качества которого  завораживают химиков и философов. Физики, химики и биологи в своем анализе материи дошли до той точки, за которой открываются безграничные возможности. Наше нынешнее научное знание не налагает запрета на существование паранормальных феноменов, напротив, оно предполагает возможность открытий в этом совершенно новом направлении. Использование эфира развоплощенными личностями остается, однако, вопросом будущего. Несомненным представляется то, что и жизнь, и разум для своего проявления и земного развития нуждаются в некоторой форме «материала» в широком смысле, и что существует взаимодействие между разумом и земной материей.

Две отрасли знания - изучение разума и изучение материи - обычно рассматриваются отдельно друг от друга, и факты изучаются разными исследователями - психологами и физиками. Наступает время, когда изучение этих двух, казалось бы, самостоятельных предметов должно быть объединено, потому что взаимодействие таких кажущихся различными вещей как разум и материя всегда было загадкой.

Обычные факты их взаимодействия настолько хорошо известны, что их трудно выделить и представить проблему во всей ясности. Философы знают об этой трудности, и большинство философских систем были попыткой разгадать эту тайну и сформулировать принципы, лежащие в основе Вселенной как единого целого. Но наука в узком смысле таких попыток объединения никогда не предпринимала. Физика имеет дело главным образом с материей, а в том, что касается разума, она предполагает, что он может действовать только во взаимосвязи с материей. Психология, с другой стороны, направлена на изучение процессов и взаимосвязей разума и описывает использование им органов тела для получения и передачи впечатлений, не пытаясь, или безуспешно пытаясь объяснить передачу механических вибраций к органам чувств и эмоций и наоборот.

Однако существуют некоторые доказанные факты, начинающие привлекать все больше внимания, которые наводят на мысль о том, что разум может существовать и отдельно от материи, и что если его проявления могут ограничиваться материальными органами, то этого нельзя сказать о его активности, что разум и материя не являются неразделимыми, и что возможно, материя может быть заменена эфирным веществом, которое недоступно нашим нынешним органам чувств.

Могут возникнуть некоторые сомнения по поводу того, в чем заключаются эти доказанные факты, но поскольку они являются реальностью, необходимо исследовать их действенность и состоятельность, определить, насколько  подтверждается независимость действия разума, и попытаться развить теорию ментальной активности, выходящую за рамки известного и привычного нам. Таким образом, у исследователей есть надежда выяснить, действительно ли эти факты подтверждают независимость существования разума от временного физического организма.  Обобщая, мы можем сказать, что установление истинной природы взаимодействия между разумом и материей и тех возможностей, которые лежат в основе этой связи, независимо от того, признаны они или нет, даже если они приведут нас в неведомые и необычные области исследований, составляет предмет психической науки.

Психические исследования

Факты, которые необходимо исследовать, были известны некоторым группам людей с незапамятных времен, но лишь в последние годы - примерно последние 75 лет - они были восприняты всерьез некоторыми исследователями и критично и внимательно изучены, без предубеждений и суеверий. 

Наблюдению за этим фактами и сбору информации и раньше уделялось  много внимания, но в 1882 году в Лондоне было создано новое общество, целью которого является их специальное изучение в духе тех исследований, которые уже привели к потрясающему прогрессу психической науки. С образованием этого общества (Общество Психических Исследований  - S.P.R.) психическая наука вступила в более стабильную фазу. Общество опубликовало 32 тома «Записок» и 20 томов изданий «Журнала», среди его президентов и почетных членов можно встретить известные имена. Сэр А. Дж. Бальфур, бывший Президентом Общества в 1893 году, в конце своего обращения верно предположил, что Общество уже показало  «не как предположение или догадку, а как доказанный факт, что есть вещи на небесах и на земле, которые до сих пор не снились нашей научной философии».

Для того чтобы назвать имена первопроходцев и проследить их усилия, направленные на поиски истины, нам потребовалось бы слишком много времени, которое мы можем более разумно посвятить рассмотрению феномена, который должен быть изучен и либо отклонен как выдумка, либо установлен как факт. Поскольку существуют закономерные различия во взглядах на природу этого явления, будет лучше не догматизировать  и не пытаться поддерживать тезисы в пользу одного и против другого, а лишь обобщить феномен, известный сейчас большинству людей, и указать, насколько это возможно, средства, с помощью которых можно дать рациональное объяснение этим необычным явлениям и понять их. Мы должны действовать с надеждой и ожиданием, что все, что существует во Вселенной, каким бы странным оно ни казалось, может быть постигнуто разумом, если оно достаточно хорошо известно. Тайны и суеверия относятся к невежеству. Необходимы усилия, чтобы изучить этот феномен, потому что без связующего звена, без какого-либо ключа к тому, чтобы связать эти факты, их очень трудно понять, и они едва ли соответствуют научным представлениям. Нужно разработать систему и классификацию, прежде чем отдельные фрагменты могут быть объединены и включены в единое целое.

Первые плоды исследований

Одним из первых плодов усилий S.P.R. или, скорее его основателей, было открытие телепатии, то есть передачи мыслей от одного разума к другому, без видимого использования известных нам органов чувств. Путем тщательных исследований было установлено, что мысль или визуальный образ или иное привычное представление могут быть переданы другому человеку при условии, что он обладает способностью восприятия, даже если он был изолирован от всех обычных каналов коммуникации. Эксперименты подобного рода сначала проводились в одном помещении с обычными вещами, рисунками и цифрами при соблюдении строгих мер предосторожности.  Благодаря использованию непрозрачных ширм и завязыванию глаз обычные способы получения информации о рисунках или предметах исключались. Отчеты о подобных экспериментах можно найти в большинстве ранних томов «Записок» Общества.

Подобные или слегка измененные эксперименты стали впоследствии проводиться на значительном расстоянии между, так сказать, «настроенными друг на друга» лицами. Было получено множество доказательств, возможно, несколько скучноватых, однако установление существования такой способности является крайне важным и стоило затраченных усилий, потому что это ясно демонстрирует независимость разума от обычно используемых средств коммуникации. Голос, рука, ухо и глаз не являются более единственными средствами передачи и приема информации.

В ранних томах «Записок» общества можно найти целую серию описаний экспериментов, проводимых в одном помещении, и мы можем привести здесь несколько рисунков, которые рассматривал  агент и одновременно воспроизводил перципиент, у которого были завязаны глаза и он был отгорожен ширмой. Они были выбраны в качестве успешных примеров. Но с точки зрения доказательств эта серия должна быть изучена и все случайности исключены.

Наверное, самые интересные из последних экспериментов подобного рода проводились профессором Гилбертом  Мюрреем в его семье, где передаваемый объект был не рисунком и не чем-либо предметным, а событием или сценой, которую представлял себе один из присутствующих. Возьмем, например, вот этот удачный эксперимент из «Записок» Общества. 

Агент представляет себе следующее:

«Алистер и Мальком Макдональд бегут вдоль платформы на Ливерпульстрит, пытаясь успеть на поезд, который уже отправляется».

Через некоторое время перципиент вслух произносит:

«Что-то имеющее отношение к железнодорожной станции. Я сказал бы, что это толпа на большой железнодорожной станции, и два маленьких мальчика бегут в этой толпе. Я предположил бы Базель».

В качестве еще одного примера процитируем следующий.

Агент представляет:

«Бельгийский барон выходит вместе с нами из поезда Саванарилле, идет по песчаной колее и видит прибывающий поезд».

Заявление перципиента:

«Человек выходит из поезда и что-то ищет. Я не знаю, может, он ждет другой поезд. Я думаю, это какое-то сухое и жаркое место. Мне кажется, у него вощеные усы - он похож на иностранца - больше сказать не могу».

Можно процитировать и еще одну успешную и впечатляющую попытку.

Сюжет, задуманный агентом:

«Сцена из истории Стриндберга. Мужчина и женщина на маяке. Мужчина лежит на полу, а женщина, склонившись, смотрит на него в надежде, что он умер».

Перципиент предполагает:

«Ужасная атмосфера, полная тревоги и ненависти. Это книга, не реальная жизнь, книга, которую я не читал. Не русская, не итальянская, но иностранная. Не могу понять… Какая-то круглая башня, в ней мужчина и женщина. Это не Мэтерлинк. На него не похоже. Я бы сказал, Стриндберг. Женщина склоняется над мужчиной. Она его ненавидит и надеется, что он умер».

Если допустить, что эксперименты были проведены добросовестно, то можно предположить, что либо один мозг воздействует на другой посредством каких-то гипотетических неизвестных эфирных волн, либо этот феномен чисто психический, и впечатления передаются от одного разума к другому без какой-либо физической связи между одним и другим мозгом. Или же третья гипотеза, которая может иметь своих сторонников, а именно, что третий, неизвестный разум находится в действии и передает информацию от разума A, или агента, к разуму B, или перципиенту. Фактически, это не прямая связь между A и B, она осуществляется невидимым и неосязаемым оператором C.

Такое предположение может звучать абсурдно в связи с вышеперечисленными примерами. Но как бы то ни было, трудно объяснить передачу мысли чисто психическими средствами, или даже сформулировать это действие, поэтому любая рабочая гипотеза должна быть проверена и рассмотрена. По крайней мере, возможность коммуникации через посредника поможет нам избежать простой уверенности в существовании совершенно недоказанных «мозговых волн». Проверка рабочих гипотез является обычной процедурой в науке. Некоторые считают, что таинственная неголосовая передача информации может быть унаследована от животных или первобытных предков, хотя сейчас считается изжитой и подавленной цивилизацией и вышла из употребления.

По поводу ссылок на приведенные примеры

Если в этой статье делаются ссылки на какие-либо имевшие место случаи, то их следует рассматривать в качестве иллюстрации, но не как доказательство факта. Потому что для того, чтобы представить что-либо в качестве доказательства, необходимо указать детали времени и места, предоставить показания свидетелей и выдержки из всего, имеющего отношение к делу. Сбор доказательств - очень хлопотное дело, включающее опрос свидетелей, осмотр места действия, получение подписанных заявлений и предоставление деталей, которые, как бы необходимы они ни были, трудно собирать и записывать. Письменные свидетельства подобного рода можно найти в «Записках» и «Журналах» Общества и других серьезных публикациях. Если кто-то выразит недовольство тем, что их трудно читать, то это недостаток ученых записок всех научных обществ. Их цель не в том, чтобы быть легкочитаемыми, а в том, чтобы быть точными и надежными. Поэтому примеры, процитированные здесь, хотя и основанные на реальных заявлениях, могут рассматриваться как голословные утверждения или, лучше, как иллюстрации того, что может быть доказано, либо подвергнуто критике, либо отвергнуто.

Галлюцинации и видения

После установления экспериментальной телепатии были изучены и описаны явления, которые наблюдались издавна и служили основой многочисленных рассказов, как в истории, так и в фантастике.  Явления от спонтанной телепатии до спонтанной радиоактивности считались ответственными за возникновение видений, галлюцинаций или фантомов как живых, так и мертвых, особенно за явления людей, подверженных сильным эмоциям, переживших несчастье или несчастный случай или при близкой смерти.  Разница между ними и экспериментальной формой передачи мысли в том, что при эксперименте сознательное внимание и воля агента направлены на достижение результата - хотя вряд ли можно считать доказанным,  что сознательные усилия в этом случае эффективны - а при спонтанных явлениях, предположительно, действует подсознание, потому что впечатления передаются без осознанного намерения и предполагаемый агент даже не знает, что это происходит. Представим себе гипотетического агента терпящим кораблекрушение или находящимся в опасности. Его сознание приходит в такое состояние, что в нем пробуждается латентная форма телепатической,  или симпатической, связи и передает впечатления в сознание находящегося на расстоянии друга или родственника с такой живостью, что все обстоятельства, в которых оказался этот человек, возникают в воображении его друга так, как если бы они передавались с помощью зрения и слуха. Фантом в мокрой одежде или полный отчаяния крик «видны» и «слышны» предполагаемому перципиенту, но не физическим глазом или ухом, а сознанием, мысленный образ с готовностью интерпретируется как объективная реальность, которая происходит с человеком, находящимся не на расстоянии, а рядом и может восприниматься органами чувств.

Так, например, молодого военного, погибшего во время крушения самолета, сразу после смерти увидел и услышал другой офицер, который поприветствовал его и поговорил с ним, выразив удивление, что поездка так быстро закончилась. Человек в одежде, которая идентифицировала его личность, ответил на вопросы и вышел. В тот  же вечер офицер узнал, что этот парень, с которым он был близко знаком, погиб на пути к месту назначения примерно в то время, когда являлось видение. Более полный отчет об этом случае можно найти в «Журнале» S.P.R. Но в действительности случаев подобного рода множество, и о них часто рассказывается в биографиях.

Голос Рочестера, который слышала на невероятном расстоянии Джейн Эйр, невозможно приписать сверхъестественному слуху. Если такое происходит в действительности, то это можно объяснить телепатической, или симпатической, связью между, так сказать, родственными душами, потому что она является двусторонней. Мистер Каскелл слышал от Шарлотты Бронте, что этот случай имеет реальную основу.

Большинство семей имеют подобные истории в своих архивах. Все сложности, возникающие в связи с явлением фантома - мокрая одежда, сопровождающая лошадь, какая-нибудь дикая сцена - которые не могут рассматриваться как объективная реальность, даже если сам фантом может считаться таковым, все эти сложности исчезают или сокращаются до минимума, если представить себе, что все это - ментальное впечатление, и что перципиент автоматически сконструировал не только сам фантом, но и дополнения к нему, как мысленные образы, вызванные шоком или каким-то стимулом, который он получил благодаря своей способности восприятия.

Такие случаи слишком многочисленны, чтобы их можно было объяснить простым совпадением. Для тех, кто беспристрастно ищет истину, будет разумным принять продемонстрированные здесь факты и посмотреть, можно ли найти для них лучшее объяснение, нежели телепатия. Ибо если телепатия и является вероятным объяснением, из этого не следует, что оно применимо во всех случаях. Наша цель заключается не в том, чтобы успокаиваться на объяснениях, которые при поверхностном рассмотрении представляются вероятными, а в том, чтобы установить истину.

В качестве еще одного примера фантома можно взять случай, произошедший с матерью одного моряка, находившегося в плавании в Тихом океане. У нее был сон или видение, что он стоит у ее постели в мокрой одежде. Она посчитала это за предзнаменование и оплакивала его как мертвого. Через 6 месяцев  он вернулся целый и невредимый, но постепенно, в ответ на расспросы признал, что чуть не утонул, упав с мачты в воду, и его с трудом спасли. Подтверждено, что дата, когда произошел несчастный случай, совпадает со временем появления фантома.

Миссис Артур Северн проснулась якобы от удара в лицо в то самое время, когда ее муж, находившийся на судне на озере Конистон, получил удар в лицо из-за поворота румпеля. Это еще один подтвержденный случай спонтанной бессознательной телепатии.

Видения мертвых

Далее можно предпринять следующий шаг. Известны не только случаи появления фантомов живых людей, существуют свидетельства фантомов мертвых. Обе эти группы явлений переходят одна в другую, поскольку момент смерти порой трудно определить. Несомненно одно - видения умерших происходили, и можно ли их приписать телепатической передаче мыслей от развоплощенного агента, этот вопрос остается открытым. В целом, гипотеза телепатии со стороны мертвых положительно рассматривается компетентными людьми.

Стандартный классический пример такого случая, описанный поэтом, это явление утонувшего Кеика своей возлюбленной жене Алкионе и ее постоянная оправданная убежденность в его гибели. Эта история великолепно рассказана, живо и подробно, в 11-й книге «Метаморфоз» Овидия. Примечательно то, что к моменту явления фантома Кеик уже несколько дней был мертв, и поэт представляет его посланником богов, принимающим очертания и голос умершего, чтобы убедить  Алкиону в реальности происходящего.

И все же телепатия, как бы она ни была разнообразна в своих проявлениях, не является единственным объяснением. Ее необходимо было бы значительно расширить, чтобы объяснить многочисленные явления, особенно так называемые «постоянные местные привидения», то есть привязанные к определенному дому и месту, имеющему репутацию «нечистого». Любой чужой человек, оказавшись здесь, может наблюдать привидение в определенное время, даже если он не знаком с легендой.

Первое, что необходимо сделать, это удостовериться, что факты соответствуют действительности, и что привидение реально. Разумным будет сохранять в этом вопросе непредубежденность, потому что доказательства хотя и заслуживают внимания, но не являются решающими, как с другими группами фантомов. В случае с привязанными к месту привидениями существует определенная объективность: здесь, кажется, нет видимого агента, которому можно было бы приписать телепатические импульсы, и кроме того вещи, которые, как говорят, иногда делает привидение, несовместимы с просто мысленным впечатлением. Поэтому можно допустить гипотезу сна наяву со стороны перципиента, и все бремя доказательств должно возлагаться на рассказчика. Приводить примеры нет необходимости: истории с привидениями подобного рода слишком хорошо известны, их трудно запомнить в деталях, но легко выдумать.

Существует ли какая - то рациональная гипотеза, объясняющая этот феномен, при условии, что факт его установлен? Поможет ли в этом объяснении возможная независимость материи от сознания или их необычное взаимосвязь - временная свобода сознания от тела? Предположительно, это может происходить по двум каналам:

Ясновидение

Критическое изучение способностей медиумов показывает, что они временами могут в процессе телепатии, или чего бы то ни было, извлекать информацию не только из сознания других людей, но иногда и из обычных предметов. Так они могут, например, угадать, что находится в запечатанном конверте или пакете, или прочитать страницу в закрытой книге. Это «чтение внутренностями», как его раньше называли, или чтение макушкой головы, или пальцами, или еще какой-либо частью тела иногда приписывают гиперестезии, то есть какие-то участки кожи, обычно не чувствительные к зрительным восприятиям, вдруг становятся таковыми в каких-либо исключительных условиях, или если зрение становится вдруг особенно острым. Трудности, вытекающие из такой полуфизической теории, непреодолимы, поэтому лучше применить к этому феномену термин ясновидение, не пытаясь для начала объяснить его и продолжать тщательно исследовать факты.

Хорошо известный пример был подробно рассказан великим философом Кантом. Когда Сведенборг «узнал» о пожаре в Стокгольме, находясь от него на расстоянии 200 миль, он в смятении встал из-за стола, прервав трапезу, и находился в волнении в течение 1-2 часов, пока, наконец, его тревога не улеглась. и он не смог убедить себя и своих друзей в том. что пожар был потушен до того, как успел добраться до его дома, хотя он бушевал уже близко от него. Все это через пару дней подтвердилось.

При дистанционном чтении иногда задается текст Библии, но это можно было бы сделать по памяти. Трудно, однако, приписать памяти заявление молодого человека, убитого на войне, что утешительное сообщение для его матери находится внизу 77 страницы третьей книги на полке, где стоят его школьные учебники, в доме, где медиум никогда раньше не бывал. И, тем не менее, случаи, подобные этому, содержатся в так называемых «книжных тестах», которые были собраны и опубликованы в последние годы  (например, Lady Glenconner „Earthen Vessel“).

Факт ясновидения, отличающегося от любого рода телепатии, трудно проверить, потому что если какое-то знание существует в чьем-либо сознании, то телепатия, или чтение мыслей может быть наиболее простой, или по крайней мере возможной гипотезой, а если его нет и никогда не было, то для медиума трудно или практически невозможно схватить его. С другой стороны, если содержание пакета было известно умершему, то эту информацию можно иногда получить. В качестве примера можно привести выдуманный случай, рассказанный Е. Ф. Бенсоном в своей новелле «Up and Down», потому что он, очевидно, основан на реальном событии и в художественной манере рассказывает о вещах, которые иногда происходят.

В разгадывании содержания запечатанных пакетов часто бывают ошибки. Но ошибки, подобно другим отрицательным результатам, ничего не доказывают. Они могут происходить из-за обычных провалов в памяти. Тему письменного сообщения можно вспомнить, но невозможно воссоздать в памяти точные слова, в которых она была изложена. Такое произошло в известном случае, когда покойный Ф.В. Х. Майерс не смог повторить фразу, которую написал и передал мне в конверте за 12 лет до своей смерти. Памяти о теме сообщения оказалось в этом случае недостаточно. Результат можно считать неудачным.

Психометрия

Даже в случае успешного эксперимента доказательства выживания личности, полученные при чтении письма или угадывании содержимого пакета, были бы неубедительными, гораздо менее убедительными, чем люди могут предположить. Потому что содержание пакетов или история вещей, принадлежавших умершему или находящемуся на расстоянии человеку, могут быть угаданы медиумом, который берет их в руки - этот процесс называется психометрия. Также могут быть прочитаны страницы книг, даже тех, что находятся в библиотеках, удаленных от места действия. Все это кажется доступным для удивительной способности ясновидения.  Кажется, будто сами предметы передают впечатления человеческому сознанию.

Во всяком случае, это предположение, которое лежит в основе гипотетического объяснения привязанных к месту привидений. Предполагается, что на стенах и мебели в комнате, где произошла трагедия, остается фонографическая или фотографическая запись, и что это скрытое впечатление может быть психометризовано, извлечено из забытья человеком, обладающим необходимой для этого способностью, достаточно живо, чтобы реконструировать сцену и описать действующих лиц драмы, как если бы они снова жили и действовали. Другое возможное предположение состоит в том, умершие участники драмы воскрешают в памяти события прошлого, и их мысли телепатически передаются в сознание медиума. Живой литературный пример случая подобного рода это замечательная история Петера Иббетсона, рассказанная Джорджем дю Мюррье.

Материализация

Есть еще одно ставящее в тупик объяснение, которое некоторые склонны принять, это гипотеза, что не только материя может действовать на сознание, но и сознание может действовать на материю без участия мышц, извлекая из тела медиума органическое вещество особого рода, собирать его и создавать явление, известное как материализация. Этот необыкновенный физический феномен требует особенно веских и убедительных доказательств, но он является одним из тех, чье проявление в определенных благоприятных обстоятельствах особенно решительно утверждается, и  некоторые европейские физиологи помимо своей воли убедились в его реальности. Считается, что он требует большого количества энергии и, следовательно, поддержки значительного количества людей - это обстоятельство несомненно затрудняет исследования. Более того, он требует определенного состава присутствующих, на который не всегда можно рассчитывать в тот день, когда компетентный исследователь решит изучить невероятные явления такого рода.

К счастью, в прошлом такие союзы сильного медиума и компетентного исследователя имели место, и результатом их явились свидетельства замечательной серии случаев подобного рода. И сегодня есть те, ко может засвидетельствовать действительные временные физические материализации, которые можно увидеть, потрогать, отлить в парафине или гипсе, а чаще всего сфотографировать.

Более того, эта материальная или полуматериальная жидкость, или субстанция, или плазма считается способной передвигать объекты со значительной силой, вызывая феномен, названный телекинезом, то есть передвижение предметов без обычного видимого контакта.

Если способность материализации будет установлена, чем бы она ни объяснялась, ее можно будет применить к некоторым разновидностям привидений. Это действительно может быть что-то видимое и осязаемое.

Однако нужно ясно заявить, что европейские наблюдатели, которые успешно и тщательно изучили материализацию и телекинез, не склонны поддерживать спиритическую гипотезу ни в какой форме, они предпочитают рассматривать эти явления как необъяснимую энергию самого медиума, когда он находится в бессознательном или гипнотическом состоянии. Они вынуждены допустить существование силы, перестраивающей молекулы субстанции, выделенной из тела медиума, которая известна как эктоплазма, и которая вызывает видимое проявление человеческих тел или частей тела. И они вынуждены признать, что она может оказывать значительное воздействие на окружающие предметы.

Психическая фотография

Как бы то ни было, физические медиумические феномены являются вещами, которые требуют изучения психической наукой, и одной из наиболее распространенных форм является психическая фотография. Считается, что некоторые медиумы обладают способностью воздействовать на процесс фотографирования таким образом, что, например, на снимке вдовца или родителя, потерявшего ребенка, появляется тень, представляющая собой покойную жену или сына. Если эти «дополнения» действительно возникают в результате паранормального процесса, то «психографируются» они на пленку независимо от камеры, или перед камерой находится что-то, что попадает в фокус при фотографировании обычных людей, или же и то и другое происходит в разное время - этот вопрос не решен даже среди тех, кто верит в эти факты. Точно также для паранормального оператора было бы несложно, манипулируя химикатами, сформировать из плазмы лицо - трудно сказать, что является более состоятельной гипотезой - обе кажутся невероятными.

Автоматическое письмо и прямой голос

Другие явления, родственные материализации, это относительно хорошо доказанные феномены прямого голоса и автоматического письма. То, что называют автоматическим письмом, это чисто психический феномен, при котором карандаш в руке обычного человека пишет без видимой сознательной воли последнего. В этих случаях для установления паранормальной способности необходимо рассматривать именно содержание сообщений. Очень редко встречаются медиумы, в присутствии которых карандаши пишут, даже не находясь в их руке, а также медиумы, в присутствии которых слышатся голоса, исходящие не из их гортани  и не из гортани кого-либо из присутствующих. Этот феномен называется прямым голосом.

Лозоходство

Лозоходство, или определение наличия подпочвенных вод, это очень древняя и, как считают, передающаяся по наследству в семьях способность, без сомнения, очень полезная. Похоже, что какая-то способность наших предков, для которых вода была вопросом жизни и смерти, родственная неведомому нам инстинкту животных, приводящему их в родные места, сохранилась у некоторых людей  до наших дней. Лозоходец берет в руки прут и чувствует, как он начинает двигаться и поворачиваться, оказываясь над местом, где под землей находится вода или какой-либо минерал. Как бы он это ни делал, с его стороны все выглядит по-настоящему. В результате, с помощью людей, владеющих этим искусством, можно находить воду в труднодоступных местах, а так же в таких, где ее наличие маловероятно. Это своего рода разновидность ясновидения, и она похожа на нахождение спрятанных объектов и чтение закрытых книг.

Выход из тела

Выход из тела может происходить в разных формах и возможен в ослабленном физическом состоянии, когда связь души с телом ослабевает, но не обрывается окончательно.

В качестве примера выхода из тела в патологическом состоянии мы можем привести пережитое в Южной Африке профессором хирургии, доктором права сэром Александром Огстоном и описанное им в своей книге „Reminiscences of Three Campaigns“. Во время тифозной горячки он часто чувствовал, что отделяется от своего тела, к которому он относился с некоторым отвращением, хотя ощущал, что вынужден время от времени в него возвращаться, пока наконец не почувствовал, что его путешествия вне тела стали ограничиваться. Это произошло в тот момент, когда у его спутников появилась надежда на его выздоровление.

«Во время моих блужданий у меня было странное сознание того, что я могу видеть сквозь стены, хотя я понимал, что они были на месте, и что все было открыто для моих органов чувств. Я видел несчастного врача в другой части госпиталя, о существовании которого я не имел понятия, я видел, как ему становилось все хуже, как он стонет и умирает. Я видел, как его труп накрыли и вынесли тихо и незаметно, чтобы мы не знали, что он умер, а на следующую ночь его унесли на кладбище. Позже, когда я рассказал об этом медсестрам, они сказали, что все произошло именно так, как я себе представлял, однако имени несчастного я так и не узнал».

О подобном опыте, во всем разнообразии форм, часто рассказывают люди, находившиеся на пороге смерти, но выздоровевшие или очнувшиеся из глубокого транса. Они чувствовали, что физически привязаны к своему телу своего рода шнуром, и им казалось, что если этот шнур оборвется, возвращение станет невозможным. (J.A. Hill „Man is a Spirit“ гл.IV).

Возвращение часто представляется нежелательным, потому что свобода более привлекательна, нежели стесненное, скованное, знакомое нам состояние связи с телом, полным желаний, подверженным боли и физическим страданиям, хотя без сомнения, эта связь необходима для неких благих эволюционных целей.

Выход из тела это проекция разума на какое-то удаленное расстояние таким образом, что, возвращаясь, он приносит информацию о том, что там происходило. Этот феномен предполагает возможность отделения и независимого существования души и тела и наличие какого-то носителя для разума, когда он находится вне физического организма. Есть редкие, так называемые двусторонние случаи, когда лицо, находящееся на расстоянии, ощущает присутствие посетителя. Восприятие становится не совсем субъективным и не ограниченным одной стороной. (Хороший пример приводится в книге Майерса «Human Personality», том I стр. 682 из тома VII стр. 41 «Записок» S.P.R.).

Апорты

Это может быть разновидностью взаимной телепатии, но есть подтвержденные примеры, которые нельзя полностью приписать ни одному виду телепатии, при которых происходит движение, и предмет перемещается или приносится с какого-либо расстояния, либо переносится в другое место. Этот феномен, проявляющий себя в разнообразных формах, известен как «апорт» и совсем не обязательно связан с ясновидением. Утверждают, что на сеансах в закрытом помещении, где собираются участники, может появиться какая-то вещь, принесенная издалека, живой попугай или китайский жадеит или какая-нибудь египетская реликвия.

Совершенно очевидно, что подобные вещи кажутся невероятными. Вопрос в том, действительно ли они происходят, или же являются результатом фокуса.

Не каждый обман является мошенничеством. Трюк фокусника это обман, но не мошенничество. Обман это то, за что ему платят, его могут посчитать мошенником в том случае, если ему не удастся достать, например, кролика из шляпы. Считается, что подсознание медиума иногда прибегает к обману, чтобы достичь результата без всяких мошеннических намерений.

Обвинение в сознательном мошенничестве  это серьезная вещь и требует веских доказательств. Такие доказательства иногда кажутся очевидными, но недостаточно убедительными. В этом и во всех других вопросах, связанных с тем, чего мы не понимаем, следует соблюдать осторожность. То, что обман и мошенничество возможны, совершенно ясно, они даже более вероятны, чем сам феномен. Вопрос состоит в том, что же остается в «сухом остатке», когда эти предположения становятся эффективно подтвержденными или полностью опровергнутыми. Известно, что в бизнесе наступает этап, на котором постоянные подозрения или дискредитация уважаемой личности становятся неразумными и глупо враждебными к торговле, однако может существовать разница во мнениях относительно того, на какой стадии это происходит.

Иногда говорят, что профессиональный медиум, получающий гонорар в размере Ѕ гинеи, имеет мотивы к мошенничеству. Но любитель, не имеющий денежного интереса, тоже может иметь такие мотивы - заметим, что деньги это еще не все в этом мире -  и то, что искушение в его случае имеет более тонкий и не всегда распознаваемый характер, освобождает его от подозрений. Если офицер или джентльмен считает, что имеет смысл, жертвуя своей честью, лгать с бесстыдной настойчивостью, неизвестно, как далеко это может зайти - он может обмануть кого угодно. Однако очень немногие мошенники, если таковые вообще есть, оказались достаточно ловкими для того, чтобы избежать подозрений и завоевать доверие опытных и подготовленных исследователей S.P.R.

Многие считают, что подозрение и недоверие, проявляемые Обществом, заходят слишком далеко. Подозрение это самая надежная позиция  и, может быть, единственно надежная в нынешней ситуации, но нужно заметить, что атмосфера подозрения и холодного отчуждения, какой бы мудрой и необходимой такая позиция ни казалась, препятствует проявлению действительного феномена и ограничивает возможности его рационального изучения. Потому что если ничего нет, то нечего и исследовать, а простое подавление феномена не расширит наши возможности его наблюдения и не поможет в разработке теорий.

Вера, некоторый кредит доверия, являющийся основой бизнеса, мог бы принести плоды и в этой области, несмотря на определенные риски. Не рискуя, ничего не выиграть.

Доказательства выживания

Оставив в стороне эти загадочные физические феномены и вернувшись к чисто психическим проявлениям, мы столкнемся не только с доказательствами телепатии и ясновидения, но и симуляцией управления личностью, причем создается впечатление, что умершие используют организм медиума для того, чтобы говорить и писать, как если бы они имели для этого собственный физиологический механизм. Транс и гипнотическое состояние имеют много общего, хотя они не идентичны, и если в гипнотическом состоянии (существование которого так некритично и упорно отвергалось) человек более или менее подчиняется воле оператора, то в состоянии транса на медиума влияет либо другая личность, либо иная форма разума, не имеющая физической оболочки и часто принимаемая за развоплощенную личность, некогда являвшуюся жителем Земли, которая пользуется таким косвенным средством для доказательства продолжения своего существования или для заверения в поддержке и выражения любви к членам своей семьи. Выражения привязанности редко бывают доказательными, но, тем не менее, они имеют определенную ценность, например, в случае если называются имена домашних животных или подобное.

Нередко прилагаются значительные усилия, чтобы доказать личность человека, пережившего смерть. Вспоминаются разные банальные истории и  особенности личности, которые обычно известны кому-либо из присутствующих и поэтому вполне могут быть приписаны телепатии со стороны живых. Тем не менее прилагаются усилия, чтобы доказать, что это происходит благодаря телепатии со стороны мертвых, хотя употребление этого термина вызывает у последних возмущение, ведь они сами чувствуют себя бодрыми и активными. Их метод состоит в том, чтобы называть вещи, которые известны только им, в надежде, что их друзья смогут это проверить и признать в качестве доказательства их существования.

Иногда такое общение оказывается очень полезным, как, например, в случае, когда Сведенборг смог выяснить у умершего шведского посла М. Мартвилля  местонахождение потайного сундучка с документами, которые долго и безрезультатно разыскивала его вдова. Проверка информации в этом случае оказалась особенно успешной, потому что происходила в присутствии нескольких человек, находившихся в доме умершего в тот момент, когда Сведенборг явился, чтобы рассказать о том, что ему стало известно (Kant „Trдume eines Geistersehers“).

Иногда собеседники проявляют беспокойство по поводу вещей, которые они хотели бы, но не могут исправить. Например, убитый на фронте солдат обращается к незнакомому человеку во время сеанса и просит разобрать его вещмешок и уничтожить письма и документы, которые могут нанести непоправимый вред, если о них узнает его семья. Далее обсуждается, как это можно было бы сделать, наконец, собеседник называет имя своего знакомого, который знает его семью и имеет достаточно полномочий, чтобы выполнить это поручение. Продолжение истории - сообщение было передано, соответствующие действия предприняты. Все оказалось правдой, возможное несчастье, тяготившее душу умершего, было предотвращено.

Иногда привязанность и любовь, которую выражают умершие, принимает характер доказательства. Например, случай с погибшим солдатом, который сообщал своей семье о своей тайной помолвке, назвав имя и адрес девушки с просьбой передать ей на память некую вещь, которая находилась в его вещмешке (см. Barret „On the Threshold of the Unseen”).

Наиболее искусные собеседники на той стороне отправляют таинственные фрагменты сообщений через различных независимых друг от друга медиумов в различных частях мира практически одновременно, фрагменты, которые имеют смысл лишь в том случае, если их сложить вместе как части мозаики. Это то, что называют системой «перекрестной корреспонденции». Они также демонстрируют научные знания, свойственные им, но находящиеся вне компетенции присутствующих. Поэтому большим заблуждением является мнение, что с той стороны приходит одна бессмыслица.

Вышеупомянутые тщательно продуманные методы невозможно приписать телепатии со стороны живых, так же как и их результаты не могут быть следствием простого совпадения. Они носят отпечаток продуманного, искусного замысла. Даже самые большие скептики в конце концов убедились в том, что коммуникация с умершими это единственная версия, объясняющая все эти факты, какими бы сложностями не была окружена эта потрясающая гипотеза. Не нужно заставлять верить в это. «Имеющий уши да услышит».
Обобщение

Основная вещь, которую к настоящему моменту установила психическая наука, это возможность отделения разума от тела и доказательство того, что разум может существовать и некоторым образом действовать отдельно от физического организма. Этот факт имеет отношение к вопросу о возможности выживания, потому что показывает, что разум и личность, характер и память не уничтожаются вместе с разрушением мозга и других органов.

Разум не может функционировать и проявлять себя без физиологического органа какого-либо рода, но он способен существовать в других условиях, и более того, он может оказывать телепатическое воздействие не только на другой разум, находящийся в таких же условиях, что, по-видимому, было бы несложно, но и время от времени на инкарнированный разум, разум близкой ему личности, которая может ответить ему и не слишком плотно защищена своей телесной оболочкой.

Похоже, что мозг и тело, являясь инструментами, используемыми для временного пребывания на Земле в материальных условиях, приспособлены для того, чтобы изолировать и отделить нас от множества космических воздействий, которые в противном случае отвлекали бы нас и мешали нам заниматься практическими делами. Эти инструменты не являются неотъемлемой частью нас самих, мы продолжим свое существование и без них, но пока они нам необходимы, потому что единственные наши каналы коммуникации с окружающими это физиологические органы чувств и другие привычные для нас органы. Такие методы общения настолько привычны для нас, что мы склонны считать их единственно возможными. Но оказывается, в случаях с некоторыми людьми - не такими  уж малочисленными, как казалось - защитный аппарат оказывается несовершенным, мозг дает сбои, и информация из психической вселенной попадает в мозговой центр не через органы чувств и нервную систему, а по более прямым каналам.

Эти люди - медиумы, и их способность ярче всего проявляется тогда, когда они находятся в уединении, вдали от света и шума повседневной жизни.

Что-то подобное происходило во все времена со святыми и гениями. Условия, необходимые для медитации и высокого творчества, такие же. Но если возвышенные умы, принимая подсознанием информацию, перерабатывают ее, превращая в великие открытия, бессмертные поэмы и картины, обычные люди, называемые медиумами, как правило, не являются высокообразованными - хотя здесь бывают исключения - и лишь наделены преимуществом подсознательно принимать мысли. Их высказывания, устные или письменные, часто принимают форму восторженных описаний того, что происходит на «той стороне», занятий и радостей будущей жизни. Множество книг, содержащих информацию такого рода, было опубликовано в Америке и Англии. Но хотя их можно считать познавательными, содержащуюся в них информацию невозможно проверить, и поэтому они не могут быть объектом внимания психической науки.

Высказывания, которые интересуют науку, касаются более земных дел, они на первый взгляд могут показаться не столь важными и даже банальными и недостойными такой темы. Но именно эта банальность делает их ценными доказательствами продолжения жизни после смерти. Если события, о которых идет речь, являются исторически или хотя бы семейно значимыми, они найдут свое место в «Записках». Жаловаться по поводу банальности случаев, выбранных в качестве доказательств посмертного существования, неразумно. Потому что если эти сообщения являются звеньями в цепи доказательств продолжения жизни после физической смерти, если они показывают, что мы не одни в чужой для нас вселенной и лет через 70 с лишним не исчезнем, как будто нас и не было, если они доказывают, что перед нами открывается бесконечное будущее, что земная любовь, надежды и желания продолжают жить, что все хорошее и плохое, что мы совершили, записывается на наш счет, и что наш характер, не претерпевая каких-либо внезапных изменений, продолжает развиваться, если какие-то пусть самые незначительные сообщения могут расширить наши представления, никто не имеет права называть их банальными или нечестными.