Андрей Воинов
член РАИТ, исследователь ИТК (Москва)


Иоанн-Павел II
(Контакты с Тонким миром)


Вторая статья Андрея Воинова посвящена одной из выдающихся личностей двадцатого века в духовной сфере - Папе Римскому Иоанну Павлу II (Каролю Войтыле). Ответы, которые Вы можете слышать, идут на русском языке. С рекомендациямии по прослушиванию голосов ИТК Вы можете ознакомиться здесь.

*****

…Я поднялся по ступенькам из подклета прохладного Вавельского дворца на залитую июньским солнцем площадку, и, пройдя через Гербовые ворота, стал спускаться вниз по Королевской дороге, с интересом поглядывая в правую сторону – на многих кирпичах крепостной стены были прибиты таблички с именами лиц и названиями организаций, не пожалевших средств на восстановление главной святыни польского города Кракова…

Впечатлений было много. Но в памяти удерживалась последняя сцена: учительница и ее ученики, лет 12-13, окружили могилу президента Качиньского и его жены, трагически погибших под Смоленском 10 апреля 2010 г. и похороненных там же, где покоятся польские короли, королевы, святые… В руках у каждого школьника оказалась зажженная свеча, все умолкли, хотя только что смеялись и шумели. Наступила оглушительная тишина, и негромкий голос учительницы слышен был даже мне, стоявшему поодаль. Грусть, как легкий дымок от свеч, обволакивала всех, и становилось как-то особено ясно, что человеческая жизнь может оборваться в любую минуту, и каждый день надо проживать, как последний. «Хороший урок» - подумал я.

Спустившись с дворцового холма вниз, я оказался на улице Каноничей, где увидел Музей архиепархии, посвященный личности Папы римского Иоанна Павла II. Я ожидал встретить здесь папские регалии ([1]), честь и славу Ватикана, а увидел жизнь простого человека, который любил кататься на лыжах, увлекался водными видами спорта, там был его фотоаппарат, спортивный костюм… Когда Кароль Войтыла получал кардинальскую шапку, кто-то спросил его: «Приличествует ли кардиналу кататься на горных лыжах?». Владыка ответил:  «Я унизил бы свой сан, если бы катался плохо. Но я катаюсь очень хорошо, так что никакой проблемы нет». С таким природным чувством юмора он не мог, будучи Папой римским, согласиться соблюдать весь придворный этикет римского понтифика, которого в эпоху средневековья рассматривали существом среднего рода: между человеком и богом. Иоанн-Павел II категорически отказался надевать папскую тиару (ах, как я хотел ее увидеть в музее!), отверг крытые носилки, в которых, в особо торжественных случаях, носили его предшественников. Запретил целовать не только свой ботинок, но даже перстень понтифика на пальце! И когда один епископ опустился перед ним на колени, Папа тоже опустился на колени... На шепот недовольных из его окружения он повернулся и спросил: «А что, не имею права?»…
Мои надежды увидеть в этом музее что-нибудь папское, ватиканское, изумрудное провалились. Я увидел внешнюю сторону жизни рядового поляка, ничем не примечательную, и даже больше того – скучную. Стол, спальня, письма, фотографии: все, как у всех.  С той лишь разницей, что эту внешне обычную жизнь, вел человек, поражавший своих современников необыкновенной одухотворенностью…

В один из этих жарких июньских дней 2013 года, находясь в номере краковской гостиницы, я решил выйти в радиоэфир и запросить у станции «Санчита» контакт с Иоанном-Павлом II.

Но меня немного тревожил вопрос: о чем спрашивать?.. Тот, кто на земном уровне занимал высокую должность или имел пышные регалии, в Тонком мире терял их, но не потому, что кто-то специально отнимал титулы и звания, – нет! Просто Там они никому не нужны... Более того, если у личности сохраняется желание оставаться значительным (по еще не утраченной памяти иметь власть и быть в почете), то такое состояние ничего, кроме мучений, не принесет развоплощенной духовной сущности. Нередко о важных персонах я слышал в радиэфире одну и ту же странную характеристику – «голый». Я не сразу понял, что это значит. И только со временем стал воспринимать этот аллегорический смысл: там ничего нельзя скрыть, в том числе и свою гордыню…

Наконец я созрел для вопроса, и  попросил контакта: "могу ли я обратиться к Каролю Войтыле?"
«Он здесь сам»

Я повторил – намеренно: к Иоану-Павлу II. И получил его личный и мгновенный ответ:

«Я вас слушаю»

Я спросил,что хотел бы он пожелать нам, находящимся в этом земном мире.



«Счастья вам!»

Но Иоанн-Павел II не был бы понтификом, если бы ограничился этим общим пожеланием счастья. Он высказал и другие мысли. Все они очень интересны. Но одно его высказывание поразило меня большего всего. Оно  было  очень тревожным:



«Не стрелять – даже [если] он враг – без шуток!»

Мне трудно сказать, насколько интонационнно прозвучавший электронный голос соприроден живому голосу понтифика. Но такие слова мог произнести только он. Ибо вся его жизнь утверждала эту истину, и не каждый из нас согласился бы с нею, если бы ему угрожала опасность. Мы склонны к физическому ответу на физическое насилие.

Иоанн-Павел II усвоил другие уроки жизни…

Будучи рабочим химического завода «Солвей» в Кракове в годы войны, Кароль Войтыла посещал подпольные лекции в Ягелонском университете, многие преподаватели которого были отправлены в нацистские лагеря. Он основал подпольный театральный кружок («Расподычный театр»), был режиссером, актером, занимался полонистикой, писал пьесы, стихи, рассказы. Всего этого хватило бы с лихвой для ареста и отправки в Освенцим. Но этого не случилось. Он спрашивал себя, почему не он оказался жертвой гитлеровской оккупации, а многие его друзья, товарищи. Именно тогда он осознал, что при всей жестокости нацизма, непредсказуемости террора, когда казалось, зло окончательно победило добро, в мире нет никакой случайности: и быть не может!..

Что ему предлагала эпоха? Оружие! Сопротивление злу с оружием в руках! Однако после смерти отца в феврале 1941 г. он решил стать священником ([2]) – и служить Богу… без всякого оружия, кроме слова Божьего. Он уже тогда понял, что победить такую страшную болезнь, как нацизм, одним физическим сопротивлением, нельзя. Силу этого духовного сопротивления скоро осознали сами нацисты, и с августа 1944 г. в Освенцим и в другие нацистские лагеря стали поступать тысячи польских католических священников, так что Войтыле, ученику подпольной духовной семинарии, пришлось прятаться во дворце краковского архиепископа Адама Сапеги.
Он выжил… Он имел полное право ненавидеть Германию, принесшую столько страданий и горя его народу. Но спустя два десятка лет после начала Второй Мировой войны, он подписал открытое письмо польских епископов, которое утверждало борьбу со злом так, как об этом написано в Евангелие – прощением и любовью. Не все поняли и не все приняли это письмо, обращенное к немцам с таким названием: «Прощаем и просим прощения». Речь не шла о том, чтобы забыть о жертвах войны и лагерей, - нет! Но природу любого насилия можно победить только большей любовью, главным оружием Бога. ([3])

…13 мая 1983 г. Иоанн-Павел II, как обычно, вышел к верующим на площадь Святого Петра после проповеди, но в этот день, кроме радостных криков приветствия, прозвучали и два выстрела: одна пуля попала ему в живот, другая – в руку. Доктора удивлялись чуду спасения понтифика, но когда он пришел в себя, то спросил: «Что с этим юношей?» Врач не сразу понял, о ком идет речь. «Ну с тем, который стрелял в меня…»

Иоанн-Павел II очень боялся, что толпа расправиться с ним физически: это обстоятельство его волновало больше, чем собственная жизнь. Ему очень не хотелось быть причиной ответного физического насилия. Террориста задержали, им оказался Мехмет Али Агджа. Не столь важно, чье задание он выполнял, болгарских спецслужб или иной тайной организации: существенно, что через два года после выстрела, Папа римский пришел к нему в тюрьму для беседы. Она продолжалась несколько часов, и выйдя из тюрьмы, Иоанн-Павел II сказал, что простил его. А еще через некоторое время Папа римский просил итальянские власти досрочно освободить Агджу, и он был освобожден ([4]).



«Бросьте оружие – перекреститесь!»

Это еще одно обращение Иоанна-Павла II к нашему миру. Голос мужественный и сильный…

Он выступил решительно против войны в Ираке (2003). Но не потому, что считал Садама Хусейна добрым политиком, не заслуживающим суровой кары! Ни для кого не было секретом, как Хусейн расправлялся со своими идейными и политическими соперниками, как убивал курдов на территории Ирака. Но насилие насилием не лечится, – ничего хорошего не будет, если на убийство отвечать убийством: ведь таким образом не устраняется сама причина убийства, но умножается зло…

Впрочем, эти страстные призывы, вытекавшие из всей его жизни миротворца, могли относится не только к его собственной прожитой жизни, но и к нашему будущему.

Я задумался. И надолго.

Ибо меня встревожило то, что понтифик говорил об этом как-то обеспокоено, будто видел и знал то, что я не видел и не знал еще 13 июня 2013 года…

Только со временем, я понял, что Иоанн-Павел II имел в виду не только свою прожитую жизнь, но и наше еще не прожитое будущее.

Весной 2013 г., до моей командировки в Краков, президент Российской ассоциации инструментальной транскоммуникации, А. В. Михеев, сообщил мне новость, которой я не придал особого значения. В его контакте с Тонким миром уловлен был интересный отклик на вопрос одной девушки, приехавшей к нему в феврале 2013 г. для консультаций. Она спросила: будет ли построено метро в Донецке? На такой заурядный вопрос пришел необычный ответ, зафиксированный сразу же Вконтакте, что легко проверить (20 февраля 2013 г. ЭГФ/ФЭГ/ Транскоммуникация – связь с Тонким миром):



«К Новому году – кризис власти на Украине!»

Абсолютно никто в то время на Земле не мог знать, вплоть до ноября 2013 года, что в Украине произойдут масштабные события, подобные Майдану. Должен оговориться сразу, что далеко не все предсказания с Той стороны надо рассматривать как пророческие, не следует вообще доверять голосам оттуда в том, что касается будущего человека или отдельной семьи. Но очень большой масштаб предстоящего события духовные сущности как-то ощущают, знания о предстоящих человечеству испытаниях открываются им в интуитивном плане бытия.

В сентябре 2013 г. появился комментарий коллеги Михеева к его февральской записи Вконтакте:

«Извини, но это ничего не доказывает. Еще раз повторюсь – будущее им не известно! Ну просто не сбывается то, что они говорят».

Однако вскоре весь мир увидел, как в ночном Киеве заполыхали костры, как из комьев грязи, снега, льда, металла возникали баррикады, как на них развевались украинские флаги, как безоружные священники стояли перед спецназовцами, держа в руках иконы и кресты, и по всему миру проносился гимн свободной страны... Мог ли я в июне 2013 года знать, что меньше, чем через год между Украиной и Россией начнется настоящая война, что будут гибнуть не сотни, а тысячи людей, что будут использоваться мощнейшие виды оружия друг против друга? Не только не мог знать, но даже не поверил бы в такое, если бы узнал…

Иоанн-Павел II никогда не интересовался правотой тех, кто стрелял. Его всегда интересовала истина того, кто во врага не стрелял…

Этот взгляд он исповедовал на земном уровне бытия – с этим неугасимым личным сознанием он обратился к нам из Тонкого мира, напоминая, что христианская заповедь «Не убий» - не пословица, не поговорка, не присказка, не сказка, а запрет ([5]) , который налагается безоговорочно, ибо без него несть христианина, без него –…и Христос напрасно пострадал на кресте.

«Перекреститесь!» – это значит: вспомните о Нем… Такой смысл я вижу в призыве Иоанна-Павла II, обращенный к тем, кто не снимая крестика с груди, нажимает на спусковой крючок автомата, – «Бросьте оружие»!

 
 
«Евангелие возьмите ...(фоновый шум, пауза)... и постарайтесь понять!»

Первые два слова слышатся отчетливо, два последних – хуже, но узнаваемы.

…Отец Кароля Войтылы был польским офицером и набожным человеком. Он приучил сына не только читать библейские тексты, но и понимать их. Уже в детстве любознательный Кароль осознал, что Евангелие не обещает легкой и беззаботной жизни, но оно почему-то необходимо человеку! Ведь это странно: не лучше ли читать те книжки, по которым можно научиться жить применительно к земному успеху… Он искренне удивлялся тому, что Христос-учитель обещает ученикам преследования! Какой учитель способен обещать такое? Иисус говорил: «Если Меня преследовали, то и вас будут преследовать»; «Если мое слово приняли, то и ваше примут».

Иоанн-Павел II впоследствии вспоминал: «Я с молодых лет чувствовал, что в этих словах – корень Евангелия. Оно не обещает никому легкой жизни, оно ставит требования. Но в них содержится также Великое Обещание, обещание вечной жизни – для человека, подверженного закону смерти, обещание победы через веру – для человека, которому угрожает столько поражений. В Евангелии содержится какой-то важный парадокс: чтобы найти жизнь, необходимо потерять жизнь, чтобы родиться, необходимо умереть, чтобы получить спасение, необходимо нести свой крест. <...> Человек становится настоящим человеком, лишь превзойдя самого себя. Такова глубочайшая правда о человеке, и эту правду знает прежде всего Христос. Он действительно знает, что сокрыто в человеке» (Папа Иоанн Павел II. Переступить через порог надежды. М., 1995).



«К слову – в дорогу – Евангелие возьмите»

Еще одно напутствие понтифика…

За двадцать шесть с половиной лет своего понтификата он с Евангелием в руках посетил больше тысячи городов мира. В каждой стране он обращался к верующим на их родном языке. Ему приходилось выступать перед миллионами людей разных культур, национальностей, верисповеданий, и для всех примиряющими были слова из Евангелия. Но, кроме того, в этом высказывании явственно ощущается его главная проповедь в жизни: никогда не забывайте Евангелие, даже если вы в дороге. Помните о Христе и Он не забудет вас.



«Радуйтесь и побеждайте страх!»

Эти слова достаточно ясно слышатся. С призыва “Не бойтесь!” началась биография понтифика.

22 октября 1978 г. в своем первом обращени к пастве, Иоанн-Павел II сказал:

“Не бойтесь! Откройте, распахните двери Иисусу! Для Его спасительной власти откройте границы государств, экономические  и политические системы, обширные сферы культуры, цивилизации, развития. Не бойтесь! Христос знает, “что находится внутри человека”. Только он знает это! Сегодня очень часто человеку неведомо, что он несет в себе, в глубине своей души и своего сердца. Как часто он бывает неуверен в отношении смысла своей жизни на этой земле! Его одолевают сомнения, переходящие в отчаянье. Поэтому разрешите – прошу вас, молю вас с покорностью и надеждой – разрешите Христу говорить с человеком”.

Слова Папы римского “побеждайте страх” относятся к земному миру, в котором насилие постоянно угрожает человеку.

Богословская традиция различает страх Божий и страх земной. Если человек боится Бога, то тогда ему ничего не страшно! Не страшно умереть за правду, пожертвовать собой ради друга, быть обиженным власть предержащими, стать юродивым (безумным во Христе) в глазах падшего мира (“умного” без Христа)…

Страх Божий, который всегда испытывал Иоанн-Павел II, был духовной радостью его бесстрашия. Если же человек не боится Бога, то он всегда будет ощущать смертельный страх перед жизнью, в которой нет никакого смысла, нет опоры для бесстрашия. Нет радости от ощущения, что ты бессмертен, как и Бог!

Католическая церковь в лице Иоанна-Павла II утверждала истину о достоинстве человеческой личности ([6]), она открыто заявляла о противодействии коммунистическому насилию, и особенно – насилию над религиозной свободой. Права человека были впервые осмыслены Церковью как нравственный фундамент христианства.

Однако мир, в котором жил и действовал Иоанн-Павел II, был еще наполнен коммунистической идеологией, практикой уничтожения всякого инакомыслия, атеизмом и насилием над гражданской свободой. Папа римский был антикоммунистом, но он никогда не призывал бороться с коммунизмом силой оружия. Его оружием была вера в Христа...

2 июня 1979 г. Иоанн-Павел II приехал в  социалистическую Польшу с пастырским визитом. Никого и никогда в польской истории так не встречали на улицах Варшавы: люди буквально преображались от ощущения не физической, а духовной силы. Как будто кто-то махнул волшебной палочкой, и случилось настоящее чудо: Польша перестала быть коммунистической страной, она стала ощущать себя страной католической, стреноженная коммунистическим режимом.

Ушел прежний страх, и появилась радость от приобретенной духовной силы.

Именно визит Папы римского в Польшу вызвал к жизни новую самоорганизацию поляков, которая получила название «Солидарность», именно это широкое общественное движение за свободу окончательно похоронило коммунизм в Польше.
Но Иоанн-Павел II не случайно обратился с этим призывом к нам, живущим, понимая, что борьба за достоинство человеческой личности не закончилась, и насилие, приобретая новые (посткоммунистические) формы, новые идеологические мутации, продолжается.



«Кланяйтесь у скорбящих каждый день»

Такое высказывание не нуждается в особых комментариях. Оно исходит от духовной личности, посвятившей себя в земной жизни делам христианского милосердия. Не случайно и новый Папа римский, взявший имя Франциска I, в память о Франциске Ассизском, великом нищелюбце, постоянно обращает внимание верующих на социальную функцию Церкви – быть рядом с бедными, нуждающимися, скорбящими во всем мире…

В контакте с Иоанном-Павлом II было еще одно высказывание – не совсем ожидаемое, хотя и закономерное. Он пожелал солидарности…



«Солидарности стран с Израилем»

Иоанн-Павел II был первым понтификом, посетившим лютеранскую церковь в Риме.
Он первым после 450 лет взаимной разлуки церквей встретился с архиепископом Кентерберийским (1982) и совершил совместное богослужение.

Впервые Папа римский в Марокко в 1985 г. выступил перед пятидесятысячной аудиторией молодых мусульман; позже он посетил и другие мусульманские святыни (мечеть Омейядов в Дамаске, 2001).

В 2001 году он приехал в Грецию – и впервые после раскола христианской церкви, произошедшем в 1054 году, встретился с православными иерархами, чтобы обсудить межконфессиональный диалог…

Наконец, впервые в истории католической церкви в апреле 1986 г. Папа римский  переступил порог синагоги.

И впервые понтифик сказал об иудеях как о братьях, обращаясь к раввину Рима: “Вы – наши возлюбленные  братья и, можно сказать, наши старшие братья”.

В 2000 г. Папа римский посетил Иерусалим и коснулся Стены плача, святыни иудаизма, побывал в мемориале Яд ва-Шем, посвященном Холокосту. В том же году он просил у Бога прощения за грехи всей католической церкви, в том числе и за то, что Ватикан, хотя и помогал многим евреям прятаться от нацистского преследования, но не выступил открыто против их тотального уничтожения, не возвысил свой голос против Холокоста. Память об этой тяжелой странице в истории католической церкви всегда беспокоила понтифика.

Почему он обратился с таким пожеланием сегодня? Это остается загадкой. Возможно, в Тонком мире он ощущает тревогу за “старших братьев”, призывая нас сделать все, чтобы не повторилась страшная история уничтожения евреев в новом тысячелетии…

2 апреля 2004 г. в 21.37 по местному времени в своей ватиканской резиденции в возрасте 84-х лет Иоанн-Павел II умер. 17 апреля завершился траур по усопшему Папе и закончился отпущенный ему срок правления: по древнему обычаю были сломаны и уничтожены печать Иоанна-Павла II и перстень с изображением первого Папы, апостола Петра.

Похороны понтифика стали самыми массовыми со времен существования Ватикана – в них приняли участие несколько миллионов человек. Почти сразу после похорон заговорили о беатификации (первом этапе канонизации) умершего Папы. По традиции требовалась проверка его сочинений на соответствие учению Церкви, в добродетелях умершего никто не сомневался, самым важным свидетельством его святости должны были стать посмертные чудеса, подтвержденные документально.
Беатификация состоялась 1 мая 2011 г. Ее проводил Папа римский Бенедикт XVI. Канонизация Иоанна-Павла II произошла 27 апреля 2014 г., ее осуществили Франциск I и прежний понтифик «на покое» Бенедикт XVI.

27 апреля 2014 г. я вышел в радиоэфир и пользуясь случаем спросил: повлияет ли канонизация римского папы на его пребывание в Тонком мире.

«Хороший вопрос»

Затем я услышал :

«А как же! Мы здесь старались»

Меня интересовали в этом контакте и другие сюжеты, но они так или иначе были связаны с личностью Иоанна-Павла II. Я хотел узнать: верно ли я понимаю, что человек,  умирая, переходит с первого уровня на второй, а затем на третий, который, в Тонком мире называют уровнем «воскресения». Переход на третий уровень дает успокоение, в этой «зоне отдыха» нет еще райского блаженства, но нет и мук. Третий уровень – это обычное место для тех, кто в своей жизни не совершил преступлений. Если пытаться грубо соотнести эти уровни с привычным нашим представлением о загробном мире, то третий уровень ближе к тому, что в католицизме называют «чистилищем». На этом уровне находится большая часть людей. Но перед каждой духовной сущностью когда-нибудь возникает вопрос выбора – двигаться наверх, на следующий уровень бытия, или уходить в реинкарнацию для нового духовного испытания плотью, материальным миром. В Тонком мире нет и не может быть коллективного «стоячего болота». И хотя в нем никто не смотрит на часы, ибо времени, в нашем понимании, как линейного счета, у них нет, но все живущие Там своей жизнью знают одно непоколебимое правило – у человечества в целом есть только один вектор движения: всегда вперед.

Я спросил: "Воскресение начинается с третьего уровня?"



«Ну [в целом] правильно – так оно и есть!»

Иоанн-Павел II быстро прошел первые слои Тонкого мира и оказался на четвертом уровне бытия (по классификации Фридриха Майерса, которую признают в ТМ) – на высоком уровне, если учесть, что после его смерти прошло не так уж много времени. Этот уровень не требует больше реинкарнации, и впереди у духовной сущности – только движение наверх, к новому небу (всего в ТМ семь уровней).
Итак, святость понтифика не придумана, она, можно сказать, документально подтверждается контактами с Тонким миром…

Еще будучи в Кракове, я интересовался уровнем пребывания в ТМ Леха Качиньского, президента Польши, трагически погибшего в авиакатастрофе под Смоленском  в 2010 г.

Пришел немного ироничный ответ:

«На третьем – просил четвертый»

…Личность оценивают в Тонком мире по совокупности содеянного в течение всей жизни – это, судя по всему, правило.

Иоанн-Павел II всей своей жизнью доказал, что он праведник. Тому свидетельство – его благие пожелания нам, в которых сплетаются мистическим  образом прошлое, настоящее и будущее.
 
Примечания

[1] Полный титул Папы римского звучит так: Папа Римский, глава Католической Церкви, епископ Римский, викарий Иисуса Христа, потомок князя апостолов, Верховный понтифик Вселенской Церкви, патриарх Запада, примас Италии, архиепископ и митрополит Римской провинции, верховный правитель Государства-города Ватикан, слуга слуг Божьих. Иоанн-Павел II любил повторять в своем титуле последние слова «слуга слуг Божьих».

[2] Рукоположен в священники в 1946 г.

[3] 12 марта 2000 г. он публично покаялся в грехах католической церкви и просил прощения за преследование евреев, раскол церкви и религиозные войны, крестовые походы, презрение к бедным и меньшинствам, оправдание рабства.

[4] 27 декабря 2014 г. Агджа пришел в Ватикан с букетом алых роз и возложил их на могилу Ионна-Павла II. Полиция была в шоке и поначалу даже арестовала его, не понимая того, что он делает.

[5] В 1979 г., находясь с пастырским визитом в Ирландии, в стране жестоких отношений католиков и протестанов, Иоанн-Павел сказал: «На коленях умоляю вас свернуть с тропы насилия и вернуться на путь мира… насилие уничтожает справедливость». Он считал, что в Ирландии идет борьба не между представителями разных ветвей христианства, а между ненавистниками, не имеющими отношения к христианству. Он говорил: «Заповедь "Не убий" должна свято соблюдаться всеми, если мы не хотим повторить трагическую судьбу Каина».


[6] Dignitatis humanae – декларация Второго Ватиканского собора о религиозной свободе, т. е. о праве личности и объединений на общественную и гражданскую свободу в вопросах религии. Принята на 4-й сессии собора и утверждена папой Павлом VI 7 декабря 1965 года на закрытии собора. Иоанн-Павел II  был одним из самых молодых участников этого собора.