Говоря о различных «мирах» или «уровнях бытия», неплохо было бы строго формализовать, что именно под ними подразумевается. Размышляя над этим вопросом, я пришел к выводу, что для определения «уровня бытия» достаточно наличия следующих четырех аспектов:
1. Наблюдателя или наблюдателей (субъектов восприятия)
2. Многообразия восприятия, то есть потока информации, воспринимаемого субъектом (другими словами, наблюдаемой Реальности)
3. Постоянства результатов наблюдений в строго определенных условиях (то есть так называемых физических законов, присущих наблюдаемой реальности). Строго говоря, эти законы не обязаны формулироваться в терминах линейного времени или привычных нам причинно - следственных связей.
4. Согласования наблюдений между различными субъектами (фактор интерсубъективности).
Именно невыполнение пунктов 3 и 4 часто являются теми критериями, которые заставляют нас усомниться в действительности происходящего (например, во сне или так называемых «измененных состояниях сознания»). Таким образом, можно сказать, что любой мир или плоскость существования - не что иное, как стабилизированный комплекс чувственного восприятия, согласованный между различными субъектами.
Наше тело, видимые нами предметы, «материальное» окружение, также принадлежат к категории восприятия, где центром является субъект. Но эта плоскость восприятия – не единственная «игровая площадка», в которой индивидуальное сознание может жить и действовать. Что убедительно следует как из результатов современной квантовой механики (ее расширенной интерпретации), так и фактов инструментальной транскоммуникации.
С этой точки зрения мы можем иначе посмотреть на распространенный вопрос, который часто задается неискушенными слушателями: «Если иные миры существуют, то где именно они находятся?». И далее следуют версии, например «на других планетах» или «в других галактиках». Более продвинутый ответ: «в других измерениях». Древние цивилизации, как известно, часто помещали «рай» на небеса, а «ад» (преисподнюю) под землю. Чем дольше развивается человеческое познание, тем дальше отодвигается планка. Но почти никто не задается вопросом: а имеет ли смысл сам вопрос «где»? Ведь ответ на него так или иначе подразумевает привязку к нашей наблюдаемой реальности, тому пространственно - временному континууму, который нам привычен. Всем, кто свыкся с идеей о существовании независимого от сознания «внешнего мира», впитанной нами с детства, проще отправить эти иные миры в «безграничное далеко», чем задаться вопросом: а что же такое на самом деле наблюдаемая реальность?
Коль скоро мы приняли идею о мирах как о различных плоскостях восприятия для индивидуальных сознаний, встает еще один не менее важный вопрос: каким образом в таком случае возможно общение между «я» (индивидуумами) из разных плоскостей? Здесь возможны два абсолютно равноправных варианта. Может быть так, что все возможные
«миры» - лишь некие «срезы» или частные случаи глобальной информационной структуры (мета - реальности), внутри которой возможна взаимная адресация. Либо же индивидуальные «я» по обе стороны входят в более широкий нелокальный континуум сознания, а транскоммуникационный сигнал проецируется на материальный носитель самим земным оператором. Именно последняя гипотеза может объяснить тот факт, что транскоммуникация чаще всего происходит только в присутствии конкретного человека (наблюдателя).
Всех желающих более подробно познакомиться с возможными следствиями, вытекающими из данного рассмотрения, весьма советую познакомиться с
докладом и
презентацией а также моей обширной статьей
«Квантово информационная концепция сознания и реальности».