Артем Михеев
канд. физ. - мат. наук, президент РАИТ (Санкт - Петербург)


О работе Николая Ивановича Кобозева «Исследование в
области термодинамики процессов информации и мышления»



Профессор МГУ Николай Иванович Кобозев (1903 - 1974) был одним из выдающихся представителей советской научной школы физики и химии. В научной среде известны его работы в области катализа, электрохимии и термодинамики.

Однако особое место в его наследии занимает работа «Исследование в области термодинамики процессов информации и мышления» ([1]).  В ней, с опорой на аппарат современной термодинамики, показывается, что ответственными за процесс сознания, мышления и долговременной памяти не могут быть ни клетки, ни молекулы, ни даже атомы, другими словами - известная нам часть биологической структуры человека, при той степени энтропии термодинамических процессов, которая в ней присутствует. Для объяснения существования человеческого «Я» и его атрибутов ученый привлекает гипотетические частицы «психоны», обеспечивающие безэнтропийность мышления.

Были ли «психоны» неким переходным этапом, призванным залатать расходящуюся по швам материалистическую картину мира, удержать сознание в рамках материи, пусть даже в виде частиц с экзотическими свойствами? В данном случае это не столь важно. Важны выводы, вытекающие из приведенных им рассуждений.  А они таковы. Поскольку сознание, мышление и долговременная память требуют  антиэнтропийной подпитки от внешнего источника и они не могут быть реализованы за счет средств самого биологического организма,  становится логичным и естественным, что они переживают такие классические энтропийные процессы, как смерть и разложение. Не будет преувеличением утверждать, что косвенным путем им получено доказательство присутствия в человеке небиологической, асоматической составляющей, несущей его сознание и все то, что мы считаем личностными чертами, переживающей так называемую «физическую смерть».

Более того, тот же принцип «внесения порядка в хаос», судя по всему, лежит в основе работы инструментальной транскоммуникации ([2 - 3]), телекинеза, психографии и дистанционного влияния человека на устройство ([4 - 5]). А именно: нематериальный Наблюдатель («Я» человека)  посредством волевого акта - то есть квантового выбора в первичной информационной структуре POR ([6]) вносит свой порядок в стохастический шумовой (квазишумовой, фонемный) процесс. Логично ожидать что сознание, обладающее необходимым опытом, менее обусловленное внутренними ограничивающими факторами, будет  обладать в данном смысле преимуществом ([7])

Скачать работу Н. И. Кобозева в формате DJVU:
Литература

1. Н. И. Кобозев. Исследования в области термодинамики процессов информации и мышления. Издательство МГУ, 1971.

2. E.Senkowski. Instrumental Transkommunikation - Dialogue with the Unknown - Voices, Images and Texts - Results and problems of the psychic - technical realisation of audio - visual contacts with autonomously appearing intelegent structures from unknown realms of consciousness http://www.worlditc.org/c_07_senki_00_content.htm

3. Материалы сайта Российской ассоциации инструментальной  транскоммуникации (РАИТ) http://www.rait.airclima.ru

4. Р. Джан, Б. Данн. Границы реальности. Роль сознания в физическом мире. 
М., Объединенный институт высоких температур РАН, 1995.

5. Д. Мишлав.  Корни сознания. София, 1995.

6. А. Михеев. Квантово - информационная концепция сознания и реальности.
http://www.rait.airclima.ru/qic-conception.htm

7.  С. Томияма. Логические основания жизни после смерти.
http://www.rait.airclima.ru/afterlife_framework.htm

2 февраля 2013.  Ключевые слова: Кобозев Николай Иванович, термодинамика информации и мышления, безэнтропийность мышления, долговременная память, проблема сознания, энтропия термодинамических процессов, доказательства  жизни после смерти,  небиологическая составляющая человека, порядок  в хаосе, стохастические процессы, психография, влияние человека на устройство.