Артем Михеев, канд. физ. - мат. наук, президент РАИТ (Санкт - Петербург),
Сергей Зубович, программист, исследователь ЭГФ, член РАИТ (Херсон, Украина)


Генерация электронного голосового феномена хорус-методом.
О фонемном синтезе на основе шумового сигнала


Скачать краткую инструкцию:
http://www.rait.airclima.ru/Chorus.pdf


Введение

Электронный голосовой феномен (аббревиатуры: ЭГФ, ФЭГ, EVP - англ.) был открыт в 1958 году музыкантом, художником и режиссером из Швеции Фридрихом Юргенсоном ([1]). Ознакомиться с историей исследований этого феномена во второй половине двадцатого столетия можно в статье [2] и книге [3]. Содержание полученных сообщений, а также косвенные данные исследований свидетельствуют об их происхождении от развоплощенных (дискарнированных) человеческих индивидуумов ([4 - 7]).

Мультитрековый метод

В 2008 году инженером - гидроакустиком, членом РАИТ Вадимом Свитневым был открыт метод мультитрековой записи ЭГФ (компьютерный метод, метод фонемного синтеза), который позволил отказаться от использования радиоэфира, увеличив частоту ответов, вести (в определенных пределах) прямой диалог с развоплощенными собеседниками и принимать сообщения, многократно превышающие аналогичные по уровню сигнал/шум в классических микрофонном и радиометоде. Этот метод получил широкое распространение и претерпел множество модификаций (см. [8 - 10])  Его преимуществами являются: высокая частота ответов, более высокий уровень громкости и разборчивости по сравнению с микрофонным и радиометодом. К недостаткам относятся: трудность решения задачи выделения полезного речевого сигнала из объемлющего речевого фона (несущей), а также возможность принять отдельные звуковые фрагменты голосовой несущей за полезный сигнал. В связи с этим встал вопрос поиска новых методов компьютерной генерации ЭГФ, не требующего непременного привлечения речевых фонем. Один из таких вариантов предложен ниже.

Хорус - метод

Метод основан на конверсии (преобразовании) шумового или квазишумового сигнала методом программного построения случайной огибающей, на которую оказывается несущее информацию воздействие извне. Для данной цели используется функция Effects > Delay Effects > Chorus  в программе Cool Edit Pro 2.1. Cогласно [11],  алгоритмы хоруса сводятся к следующему:

- исходный сигнал разделяется на два или несколько каналов;

-в каждом из каналов спектр сигнала сдвигают по частоте на определенную величину. Частотные сдвиги очень малы, они составляют доли Гц и в ряде случаев изменяются во времени;

-в каждом из каналов сигнал немного задерживают во времени, причем, величина задержки может меняться (поэтому хорус относится к числу эффектов, основанных на задержке сигнала);

-каждый из каналов позиционирует в свою точку на стереопанораме; 

-сигналы, полученные таким способом, складывают.

Для иллюстрации эффекта привожу на рисунке сравнительную спектральную характеристику постоянного сигнала 18 КГц  до и после применения опции Effects > Delay Effects  > Chorus > Electrovoice. Параметр “Voices” равен трем.
















Рис. 1. Спектр постоянного сигнала 18 Кгц (прямая линия).
















Рис. 2. Спектр сигнала, полученного из постоянного сигнала 18 Кгц применением опции Effects>Delay Effects>Chorus>Electrovoice.
 
Описание метода

Ниже приведены две модификации хорус-метода, которые продемонстрировали свою работоспособность. Вы можете протестировать обе и выбрать ту, которая покажет наилучший результат.

Способ 1

1. Записать через микрофон сигнал длительностью 30-45 секунд, предварительно задав вопрос. Либо после вопроса сгенерировать розовый шум внутри компьютера при помощи Generate>Noise установив в качестве опций приведенные на рисунке 3.













Рис. 3. Генерация розового шума.

2. Выделить мышью обрабатываемую часть (которая идет после вопроса) и применить к ней процедуру нормализации: Effects > Amplitude > Normalize.

3. Вызвать процедуру Effects > Noise Reduction > Noise Reduction, установить параметры согласно рисунку 4 нажать Get Profile from Selection и OK. Амплитуда сигнала срежется многократно, практически выродившись в прямую линию.





















Рис. 4. Процедура Noise Reduction.

4.  Усилить полученный сигнал на 36 децибел при помощи Effects > Amplitude >
Amplify
(рисунок 5).


















Рис. 5. Усиление на 36 Дб.

5. Вызвать Effects > Time Pitch > Stretch и выставить все опции в точности согласно  рисунку 6, затем нажать ОК.
















Рис. 6. Частотный сдвиг.

6. Вызвать Effects > Delay Effects > Chorus, найти справа  в списке опцию Electrovoice (рис. 7), выбрать ее и нажать ОК.

















 

Рис. 7.  Опция Effects>Delay Effects >Chorus>Electrovoice.


7. Внимательно прослушать запись, найти ответы и если нужно, выделив отдельные фрагменты, дополнительно обработать их при помощи Effects > Noise Reduction > HissReduction.

Правильно обработанная запись должна состоять из резких перепадов амплитуды, на фоне которых и слышны искомые голоса.

Способ 2

1. Записать через микрофон сигнал длительностью 30-45 секунд, предварительно задав вопрос. Либо после вопроса сгенерировать розовый шум внутри компьютера при помощи Generate > Noise установив в качестве опций приведенные на рис.3.

2. Если записан розовый шум согласно рис. 3, то уровень амплитуды оставить таким как есть, если же записывался шум с микрофона или другой сигнал, усилить его до такой степени, чтобы он занимал 40 - 60 процентов от максимального уровня (Этого можно добиться, например, выполнив сначала нормализацию сигнала по амплитуде  (Effects >Amplitude > Normalize)  а затем уменьшив амплитуду в два раза  (Effects > Amplitude >  Amplify 50 процентов - рис. 8)

















Рис. 8. Снижение амплитуды в 2 раза (50 процентов от исходного сигнала)

3. Вызвать  Effects > Delay Effects > Chorus, найти справа  в списке опцию Electrovoice, (рис. 7) выбрать ее и нажать ОК.

4. Вызвать процедуру Effects > Noise Reduction > Noise Reduction, установить параметры согласно рисунку 4 нажать Get Profile from Selection и OK. Амплитуда сигнала срежется многократно, практически выродившись в прямую линию.

5. Усилить полученный сигнал на 36 децибел при помощи Effects > Amplitude > Amplify (рисунок 5).

6. Зайти в Effects > Delay Effects > Chorus и выставить опции вручную в точном соответствии с рисунком 9 и нажав ОК.  Чтобы в следующий раз их не пришлось вбивать заново, после выставления их можно сохранить клавишей Add напротив Presets, введя имя для этих настроек (например, MySetting) и нажав ОК.


















Рис. 9. Опции для пункта 6.

7. Внимательно прослушать запись, найти ответы и если нужно, выделив отдельные фрагменты, дополнительно обработать их при помощи Effects > Noise Reduction > Hiss Reduction (рис. 10).

Особенности метода

1. Данный метод позволяет получать голоса малой громкости, но достаточно высокой разборчивости, не находящиеся под уровнем шума, но сопровождаемые резкими перепадами амплитуды объемлющего (фонового) сигнала.

2. Для увеличения отношения сигнала к шуму в полученной записи нужно выделить мышью интересующий фрагмент и вызвать функцию Effects > Noise Reduction > Hiss Reduction (рис. 10), выбрать в меню High Hiss Reduction, далее взять профиль шума, нажав на кнопку Get Noise Floor. Двигая ползунок снизу (Noise Floor Adjust) и нажимая клавишу Prewiew (предварительное прослушивание), можно подобрать нужный уровень слышимости голоса и нажать ОК.














Рис. 10. Функция Hiss Reduction.

3. Опытным путем установлено, что хорус - метод позволяет вести диалог, также как это имеет место в мультитрековом методе [8 - 10].

4. Одна из интересных особенностей хорус - метода - образование структур, похожих на форманты речи, даже в случае, когда исходный материал был просто розовым шумом, сгенерированным программным образом внутри компьютера (рис. 11)













Рис. 11. Структуры на спектрограмме, напоминающие классические речевые форманты, порождаемые человеческими голосовыми связками (голос на записи произносит: «Я не знаю как остаться!»)
 
Перспективы

Данный метод создает весьма просторное поле для дальнейших экспериментов и улучшения качества полезного сигнала, таких как например:

- работа с разными типами обрабатываемого сигнала (это может быть не только запись с микрофона или сгенерированный розовый шум, как указано в стаье выше,но также речевой материал, различные типы шумов, импульсных сигналов и т.д.);

- изменение последовательности обработки;

- изменение настроек функции Chorus (она представляет весьма широкий диапазон для поисков) и т.д.

Выводы

- Хорус-метод является простым и эффективным способом программной генерации ЭГФ, альтернативным мультитрековому.

- Факт возникновения распознаваемых голосов из программно сгенерированного розового шума, когда фонемы не используются и любое обычное вмешательство из внешних источников исключено, является убедительным свидетельством в пользу паранормальности феномена.

- Данный метод открывает широкую перспективу для его дальшейшей модификации с целью улучшения качества получаемых сообщений.

Литература

1. Фридрих Юргенсон. Радиоконтакт с потусторонним миром. М., Эксмо, 2011.

2. Артем Михеев. На связи - потусторонний мир. Дельфис, №2(62), 2010.
Онлайн - версия: http://www.rait.airclima.ru/beyond_connection.htm

3. Хильдегард Шефер. Мост между мирами. СПб,  Невская перспектива, 2005.
http://www.rait.airclima.ru/books/Bridge_between_worlds.doc

4. Konstantin Raudive. Breakthrough. An Amazing Experiment in Electronic
Communication with the Dead. Colin Smythe, 1971.
http://www.rait.airclima.ru/books/Breakthrough.rar

5. Паоло Преси. Марчелло Баччи и его работа в области транскоммуникации.
http://www.rait.airclima.ru/bacci_work.htm

6. Даниэль Гулла. Компьютерный анализ гипотетических «паранормальных голосов», их обнаружение и идентификация. http://www.rait.airclima.ru/voice_analysis.htm

7.  Ernst Senkowski. Instrumental transcommunication. Results and problems of the  mediumistic - technical realization of audio - visual contacts with autonomus appearing intelligent structures of unknown levels of consciousness.

8.  Артем Михеев, Вадим Свитнев. Феномен компьютерных голосов:
мультитрековый метод записи ФЭГ. http://www.rait.airclima.ru/multitrack_evp.htm

9. Вадим Свитнев. Компьютерный мультитрековой метод связи с Тонким Миром - метод MNTR.

10. Артем Михеев. Реализация мультитрекового метода транскоммуникации в
программе Audacity. http://www.rait.airclima.ru/multitrack_audacity.htm
  
11. Р. Петелин, Ю.Петелин. Cool Edit Pro 2. Секреты мастерства.  БХВ-Петербург, Арлит, 2003. http://www.rait.airclima.ru/books/CoolEditPro.pdf

© Артем Михеев, Сергей Зубович, январь 2013 г.

Ключевые слова: Электронный голосовой феномен, ЭГФ, ФЭГ, EVP, Хорус - метод транскоммуникации, Chorus - method of transcommunication,  Electrovoice, Noise Reduction, Hiss Reduction